KinderMBa Teachers
УРОВЕНЬ 08:
Интернет вещей
4 класс
УРОК 01
Вводный
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: Замотивировать учеников на прохождения обучения по модулю «Интернет вещей», уровень 8.

Задачи:
- провести диагностику детей по компетенциям
- познакомиться, подружиться и стать одной командой
- сформировать проектные команды
- поставить индивидуальные цели
- погрузить учеников в игровой сценарий

По итогам занятия, учащиеся будут:
- уметь объяснять значения ключевых навыков будущего
- уметь ставить цели по СМАРТ
- понимать важность командной работы
- понимать свои сильные и слабые стороны
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, проектор, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, цветные карандаши 4 цвета минимум, ручка, карандаш, ластик, клей.

Знакомство
Преподаватель: Здравствуйте ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Иван Иванович. Преподаватель пишет свое имя на доске. Мы сейчас с вами находимся в школе, которая называется KinderMBA.

Преподаватель немного рассказывает о школе. Это не обычная школа, а особенная, потому что здесь учат как стать предпринимателем. А кто знает, кто такой предприниматель? Верно, предприниматель это тот человек, который имеет свою компанию, вое кафе, например, свою булочную или свою парикмахерскую, он помогает людям- продает им хлеб например, а они за это платят ему деньги. А чем, например, пекарь отличается от предпринимателя, который создал булочную? Ребята отвечают, преподаватель комментирует.

Я буду вести у вас очень интересный модуль, который называется «Интернет вещей». Как вы думаете, что мы будем делать на занятиях? Преподаватель вовлекает детей в диалог. Дети отвечают. Преподаватель рассказывает им, о чем данный модуль. Ребята будут изучать умные вещи, умный дом и умное производство. Важно также рассказать, что ребят будут делать свой проект по кейсу от компании мегафон.

Преподаватель: Теперь давайте познакомимся.
Задание 1
Все ребята, включая преподавателя, становятся в круг. Преподаватель говорит, как его зовут и один интересный факт о себе, затем ребенок рядом повторяет то, что сказал преподаватель, называет свое имя и рассказывает факт о себе и так по цепочке необходимо повторить все, что сказали до тебя, а затем представиться самому.

Упражнение выполняется быстро и в динамике. Затем дети садятся на свои места, преподаватель просит их на листе А4 записать свое имя, сложить и поставить в формате таблички.

Важно: с момента знакомства преподаватель обращается ко всем детям по имени, важно сразу постараться запомнить всех детей, первое время можно просить делать таблички с именами, а также преподаватель следит, что дети обращаются к друг другу по имени-знают как кого зовут в классе. Если дети учатся в одном классе, проблем с этим не будет, однако если они приходят из разных школ на занятия, на это нужно обращать отдельное внимание.

Преподаватель: Теперь мы немного познакомились с вами, но я бы хотел узнать вас получше.

Преподаватель:
Преподаватель рассказывает о себе как профессиональные так и личные факты, например профессиональные факты: у меня есть кафе мороженое и вас я тоже научу придумывать интересные идеи и вместе мы с вами будем играть в открытие компании, или я учусь в МГУ, а это самый лучший университет в России, или ребята, которые у меня учились очень хорошо выступили со своим проектом и получили приз и мы с вами тоже поедем на конференции и там выступим. Личные факты: о том, что ты умеешь классно делать, о своих самых ярких достижениях, о том, что тебе нравится делать. Это все происходит в формате диалога с детьми.

Преподаватель: Теперь ребята Ваша очередь. Давайте поиграем в маленькую игру.
Задание 2 - Правда или выдумка
(подходит и тем детям, которые учатся в одном классе и знакомы между собой).

Участники разделяются на пары. Каждый расспрашивает друг о друге (имя, возраст, место жительства, хобби и т.д.). Затем каждый рассказывает о своем напарнике 4 информации: 3 правдивых и 1 придуманную. Задача всех участников - узнать, какая информация ложная.
Задание 3 - Ципп-цапп
(для тех детей, которые только познакомились на уроке)

Все игроки сидят в кругу. Один игрок стоит в середине, у него нет стула. Он подходит к одному из сидящих игроков, говорит Ципп или Цапп и при этом быстро считает до 10. При слове Ципп игрок, к которому обратились, должен назвать имя и фамилию игрока, сидящего слева от него. Если он не успевает, то он становиться ведущим. Если игрок говорит Ципп -Цапп, то все игроки должны поменяться местами. При этом ведущий должен занять чье-то место.
Задание 4 - Твой путь в KinderMBA
Преподаватель рассказывает детям про KinderMBA. Если они уже раннее учились на программе KinderMBA , ребята в дневнике успеха закрашивают уровни, которые они уже прошли. А также уровень 8 «Интернет вещей», преподаватель рассказывает, что в школе KinderMBA надо пройти все ступенени, чтобы стать настоящим предпринимателем.

Преподаватель: Ребята, откройте, пожалуйста, тетрадь Дневник успеха на странице 5. Мы с вами сейчас находимся на уровне 8, Интернет вещей, давайте его закрасим. А еще нам с вами предстоит пройти много других уровней, чтобы стать настоящим предпринимателем.

Преподаватель рассказывает детям про предпринимательство. Важно объяснить, что предприниматель это особенная профессия, именно поэтому предприниматель должен владеть очень многими навыками.

Преподаватель: Ребята, предприниматель – это особенная профессия, потому что предприниматель, это тот человек, который несет большую ответственность за свою компанию. Например, мы открыли с вами продуктовый магазин, мы несем ответственность за людей, которые в этом магазине работают, чтобы они во время получали зарплату, мы несем ответственность за продукты, которые мы продаем, чтобы они были качественными. Конечно, мы получаем не просто зарплату каждый месяц, а мы получаем прибыль, это значит, если мы много продали мы, много денег получим, а если мало продали, то мы мало денегполучим. А зарплата – это когда работник всегда получает одинаково и это ответственность предпринимателя выплатить работнику зарплату. Поэтому предпринимателю нужно очень много всего уметь и знать.

Преподаватель: Давайте с вами подумаем, каких известных предпринимателей вы знаете/
Можете привести в пример героев из мультфильмов.Например, кота Матроскина из Простоквашина можно назвать предпринимателем? Или пончика из повести «Незнайка на луне»?

Преподаватель обсуждает с детьми, почему этих героев можно назвать предпринимателями.
Можно рассказать историю какого-нибудь предпринимателя, например, можно рассказать историю успеха Дмитрия Кибкало-основателя Мосигры, ведь дети часто играют в настольные игры. Или выбрать другого предпринимателя, про которого детям будет интересно послушать.

Важно не зачитывать информацию, а именно рассказывать интересно и простым понятным языком.
Задание 5 - Мои компетенции
Преподаватель: Ребята, на занятиях нас будут сопровождать наши друзья-наши мудрые совы. Каждая сова будет учить вас разным навыкам и умениям. А что такое навыки? Например, ездить на велосипеде-это навык? Да, а какие полезные навыки нужны нам будут, когда мы вырастим? Давайте подумаем? Дети отвечают, преподаватель комментирует. А еще навыки можно называть словом «компетенция». А чем навыки или компетенции отличаются от знаний? Я буду вам называть действие, если это знания мы все поднимаем руки наверх, а если навыки или компетенции, то хлопаем.
1. Я знаю алфавит
2. Я умею готовить
3. Я знаю перевод английских слов
4. Я умею находить информацию

А может человек что-то знать, но не уметь делать? Например, я знаю много английских слов, но не умею говорить на английском языке? Преподаватель обсуждает с детьми знания- навыки-компетенции. Вывод: важны как знания, так и навыки.

Я буду вам представлять наших СОВ, а вы мне будете говорить, чему они вас будут учить.
Сова Запоминайка

Сова Понимайка
Сова Применяйка
Сова Исследователь
Сова Оценика

Сова Создавайка

По каждой Сове преподаватель слушает ответы детей и приводит примеры.

Преподаватель коротко рассказывает детям, что появляются новые профессии, которых раньше не было, поэтому все больше нужны навыки, которые мы развиваем в KinderMBA. Преподаватель рассказывает про все 11 компетенций на примерах.

А теперь давайте поймем, что мы уже умеем делать, нам поможет в этом наше тестирование.
Задание 6 - Диагностика
Дети проходят на сайт для написания теста.

Преподаватель объявляет первую компетенцию в тесте, например «Финансы и расчеты», объясняет ее коротко детям, а затем ребята делают задания.
Преподаватель читает вслух вопросы, дети отмечают ответ, в одно время, но каждый свой ответ. Пока все не ответят, к следующему вопросу не переходят.

Если дети не поняли вопрос, преподаватель может его пояснить, при этом не разбирая ответы!

Чтобы ответить на некоторые вопросы онлайн, необходимо выполнить задания офлайн, которые преподаватель раздает детям в рамках отдельных вопросов. Более подробная информация в методике по проведению тестирования.

После окончания теста по каждой компетенции, ребенок переписывает баллы в тетрадь, преподаватель дает обратную связь в самом конце, когда по всем компетенциям тестирования закончены, в формате: ты большой молодец, по системному мышлению ты набрал очень много баллов, а над креативностью тебе нужно еще поработать. Следующий раз мы будем писать тест после окончания нашего курса, тогда мы сможем сравнить наши результаты. Если ребенок или даже вся группа набрали очень мало баллов, это нестрашно, надо проговорить с детьми, что они еще не учились у нас и не изучали модуль «Интернет вещей», как раз по окончанию курса они смогут ответить на все вопросы.
Перерыв - 5 минут
Отдыхаем
Задание 7 - Командообразование
Преподаватель: Ребята, мы с вами ведь единая команда, давайте посмотрим, как мы умеем работать вместе. Сейчас мы воочию увидим, как это – быть единым коллективом, единым целым. Для этого прошу вас выстроиться в шеренгу и взяться за руки. Первый участник начинает закручиваться вокруг своей оси. В итоге должны закрутиться все. Готово? Теперь нужно обмотать получившуюся спираль веревкой. И в этом состоянии команда должна пройти определенное расстояние, не расцепляя руки и не разрывая веревку (нитку).

Преподаватель может включить веселую музыку, чтобы ребятам было веселее выполнять задание, а в конце обязательно нужно собрать обратную связь.

В конце важно собрать обратную связь. Преподаватель: Просто это работать в команде или нет, и что получилось, а что нет?
Задание 8 - Командообразование (Одноногий Джо)
Одноногий Джо

Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо игрока стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой подхватывают ногу игрока, стоящего позади. Задача группы - пропрыгать без разрыва определенное расстояние.

В конце важно собрать обратную связь. Преподаватель: Просто это работать в команде или нет, и что получилось, а что нет?
Задание 9 - Моя культура, мои ценности, мои правила
Преподаватель: Ребята, на занятиях нам важно с вами создать хорошую культуру для обучения и общения друг с другом. Как Вы думаете, что это значит?Преподаватель обсуждает с детьми, что такое культура и что такое ценности. Можно привести в пример айсберг, он отражает культуру, мы видим только то, что торчит из воды, а ценности часто не замечаем, хотя они самые важные. А что такое ценности - это то, что очень важно для людей. Какие например у нас с вами ценности? (можно поговорить с детьми, что быть честным, уважать родителей, помогать другим людям, хорошо учиться- это ценности).

А теперь нам нужно с вами разработать свои ценности, чтобы у нас на занятиях появилась культурная среда, в которой каждый захочет учиться, все будут дружелюбные, захочется ходить на занятия, будет интересно.
Как нужно вести себя, чтобы все хотели учиться, никто не боялся делать ошибки, как мы должны друг с другом общаться? Совместно вырабатываются правила, которые преподаватель записывает сначала на доске. Важно каждое правило, которое предлагают ребята обсуждать, почему это важно, как нам это поможет, что это значит. Дети должны предлагать идеи, а преподаватель задает вопросы, комментирует, обсуждает с детьми.

В итоге важно в правилах отразить следующие принципы:
- задаем вопросы, не боимся ошибаться
- даем обратную связь ( сначала всегда говорим, что хорошо получилось, а потом уже над чем надо поработать, что можно сделать лучше, если критикуем всегда предлагаем)
- всегда замечаем успехи друг друга и говорим друг другу об этом
- говорим открыто, если нам что-то не нравится или есть какая-то проблема, говорим учителю если не можем сказать при всех
- учимся не для оценок, а для жизни, для себя
- поддерживаем друг друга, помогаем друг другу в любых ситуациях
- мы все разные, у всех есть сильные и слабые стороны, все индивидуальны, учимся понимать друг друга и работать в команде, видеть сильные стороны друг друга
- учимся давать оценку себе и своим учебным результатам

Важно: По итогам преподаватель выписывает основные принципы- правила с доски на плакат-турнирную таблицу, чтобы они висели в классе , к ним можно было вернуться, если кто-то про них забыл.
Задание 10 - Мои награды
Преподаватель должен проговорить с детьми, что самая большая награда, которую получает ученик-это навыки и знания, которые потом нужны ему в жизни. Например, навык письма, потом понадобиться в жизни, что если человек не научился писать в детстве? Далее преподаватель просит детей, помогает им привести в пример навыки, которым мы учим в KinderMBA, которые потом понадобятся ребенку в жизни. Умение делать презентацию на компьютере, рассчитывать сколько нужно денег, выступать публично, работать в команде, принимать решения, формулировать ценности и правила.

И только потом преподаватель просит детей открыть страницу в дневнике успеха, где нарисованы награды, которые можно получить за отличные успехи на занятиях. Преподаватель объясняет детям, что награды мы даем тем ребятам, которые особенно хорошо работают на уроках.

Преподаватель рассказывает, что мы находимся на программе KinderMBA START, уровень 8, Интернет вещей, если вы хорошо будете выполнять все задания, то по итогам окончания модуля Интернет вещей, уровень 8, сможете получить зеленый листочек, если будете отлично выполнять задания, то получите золотой листочек. Чтобы собрать дерево и получить медаль, нужно пройти все модули по программе KinderMBA Start и собрать все листочки. Преподаватель открывает с детьми страницу в дневнике, где нарисован путь в KinderMBA.

Если у вас будет больше золотых листочков, вы сможете получить золотую медаль по окончании программы Start, если больше зеленых листочков – серебряную.

Преподаватель рассказывает ребятам, что будет оценивать от 0-3 баллов каждое задание, которые ребята будут выполнят в командах. Все отметки будут записаны в турнирную таблицу, которая висит в классе. А затем каждый ученик будет переписывать оценки в дневник успеха.

Ребята с преподавателем открывают дневник успеха и смотрят, какие критерии будут оцениваться: работа в команде, поведение, проектная работа и.т.д. Важно проговорить это с детьми, чтобы они сами это понимали.
Задание 11 - Кто я
Преподаватель: Ребята, чтобы мы с вами лучше познакомились, сейчас каждый откроет дневник успеха и заполнит странички о себе: кто я. Давайте сначала обсудим, кому, что нравится делать, что вы любите делать.

Преподаватель начинает с себя, рассказывает коротко, что он любит делать, затем каждый ребенок по кругу. Затем преподаватель дает ребятам несколько минут нарисовать в дневнике, что им нравится делать или написать, если они уже умеют писать.

Далее каждый ребенок говорит, что он очень хорошо умеет делать, какие у него сильные стороны, преподаватель опять начинает с себя, затем дает детям нарисовать свои сильные стороны в дневнике или записать.

Далее преподаватель рассказывает, кем он в детстве хотел быть и почему решил преподавать детям, что ему нравится, например, помогать ребятам, узнавать что-то новое и.т.д., а затем дети по кругу говорят, кем хотели бы стать в будущем, в конце также рисуют или записываю это в дневник.
Задание 12 - Целеполагание: кейсы
Преподаватель объясняет детям, что они выбрали очень нужные и важные профессии, но чтобы ими овладеть, нужно многое уметь. И очень важно научиться ставить цели и продумывать план, чтобы понимать, что нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели. Преподаватель объясняет детям, что такое цель.

Преподаватель: Цель – это то, чего я хочу добиться. Например, моя цель – научиться кататься на велосипеде или моя цель испечь яблочный пирог.

Но, цель от мечты отличается тем, что я работаю над тем, чтобы прийти к своей цели, а мечта всегда остается мечтой, я ничего не делаю, чтобы она сбылась. Например, я мечтаю стать врачом, чтобы стать врачом мне нужно отлично учиться в школе, хорошо знать биологию, а я плохо учусь и биологию совсем не знаю, я смогу стать врачом? Нет, это просто будет моя мечта, но она никогда не сбудется, потому что я ничего для этого не делаю.

Цель у человека может быть в разных сферах, например цель по учебе в школе (преподаватель просит детей приводить примеры), цель в спорте (преподаватель просит детей приводить примеры), цель полезная для общества ( преподаватель просит детей приводить примеры).

Преподаватель объясняет детям, что нужно уметь правильно ставить цели. Чтобы поставить цель, можно использовать технологию СМАРТ. Смарт цель в переводе с английского языка означает умная цель. Каждая буква в этом слове имеет свое значение.

С (конкретный)- объясни, что именно необходимо достигнуть ? М (измеримый) - как мы поймем, что добились цели?
А (достижимый)- возможно ли достигнуть цель?
Р (актуальный) - эта цель действительно нужна тебе?
Т- (ограниченный во времени) – когда цель будет достигнута? Через год, через месяц?

Например: я хочу выучить иностранный язык, это не цель по смарт, почему?
С – цель конкретная? нет, непонятно какой именно язык я хочу выучить. А если я скажу, что я хочу выучить английский язык, это будет конкретно?
М- цель измеримая, я смогу проверить, добился ли я цели? Нет, потому что я не сказал, насколько хорошо, я хочу выучить английский. А если я скажу, что хочу выучить 10 английских слов, я смогу понять, выучил я их или нет? Да, это уже измеримая цель.
А- цель достижимая? Для меня да, я учу английский, умею читать на английском, у меня есть учебник, где есть эти слова, я смогу сам это сделать.
Р- эта цель нужна мне? Да, я знаю, что знание английского помогут мне, так как у меня будет словарный диктант, который я хочу написать хорошо
Т- цель ограничена по времени? Нет, я не сказал, когда я сделаю это, и достигну цель. Если я скажу, что я хочу выучить 10 английских слов через неделю. Это будет цель по смарт. Получается, что я хочу выучить английский, это не цель по смарт, так как я не сказал, сколько я хочу выучить, до какого числа, а вот я хочу выучить 10 английских слов через неделю, это цель по смарт.

Теперь давайте я приведу вам несколько ситуаций, а вы скажите, как нужно сформулировать цель по смарт.

Кейс 1: Вася хочет стать ветеринаром. Поэтому он решил летом научиться ухаживать за животными в приюте, а именно готовить корм для животных, кормить их, гулять с ними. Также он хочет научиться дрессировать собак, чтобы они подавали лапу и сидели по команде. Помоги ему поставить цель по СМАРТ.

Кейс 2: Лиза учится в четвертом классе и очень любит делать подарки своими руками на праздники своим родителям. Через месяц у мамы будет день Рождения, она решила испечь яблочный пирог.

Кейс 3: Петя сформулировал цель: научить младшего брата математике. Помоги ему сформулировать цель по СМАРТ. На какие вопросы должен ответить Петя, чтобы сформулировать цель по СМАРТ?

Преподаватель читает вслух отрывок ниже, дети объединяются в команды, в командах они отвечают на вопросы, затем каждая команда презентует свои ответы.

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого.
Буратино разговаривал с Карабасом Барабасом, который хотел его бросить в печку, чтобы подогреть себе ужин. А Буратино никак не хотел быть сожжённым в печке и решил поговорить с Карабасом Барабасом и попросить не делать этого.

- Десять тысяч чертей! - заорал Карабас Барабас. - Ни о какой жалости не может быть и речи. Кролик и цыплята должны быть зажарены. Полезай в очаг.
- Синьор, я не могу этого сделать.
- Почему? - спросил Карабас Барабас.
- Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку.
- Что за вздор! - удивился Карабас Барабас. - Как ты мог носом проткнуть в очаге дырку?
- Потому, синьор, что очаг и котелок над огнем были нарисованы на куске старого холста.
- Где ты видел очаг, и огонь, и котелок нарисованными на куске холста?
- В каморке моего папы Карло.
- Твой отец - Карло! - Карабас Барабас вскочил со стула, взмахнул руками, борода его разлетелась.
- Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная комната!!!
- Хорошо, - сказал он наконец, - я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я тебе дарю жизнь, Буратино. Мало того...Он залез под бороду в жилетный карман, вытащил пять золотых монет и протянул их Буратино:
- Мало того... Возьми эти деньги и отнеси их Карло. Кланяйся и скажи, что я прошу его ни в коем случае не умирать от голода и холода и самое главное - не уезжать из его каморки, где находится очаг, нарисованный на куске старого холста. Ступай, выспись и утром пораньше беги домой.

Буратино положил пять золотых монет в карман и ответил с вежливым поклоном.

Рано утром Буратино пересчитал деньги, - золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять. Картинка: Буратино зажал деньги в ладошке и думает о покупках – новая куртка папе Карло, много маковых треугольников, много петушков-леденцов на палочке.

Зажав золотые в кулаке, он вприпрыжку побежал домой и напевал:
- Куплю папе Карло новую куртку, куплю много маковых треугольничков, леденцовых петухов на палочках.

На улице он встретил лису Алису и кота Базилио.
Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.
- Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими деньгами?
- Куплю куртку для папы Карло... Куплю новую азбуку... Пошли они втроем по пыльной дороге. Лиса сказала:
- Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
- Конечно, хочу! А как это делается?
- Проще простого. Пойдем с нами. Картинка: Лиса Алиса и кот Базилио с мыслью справа «в ямку посадить 5 монет» и мыслью слева «выросло дерево с кучей монет»
- Куда?
- В Страну Дураков. Там бы твои пять золотых превратились в кучу денег...

Лиса села на хвост, облизнулась:
- Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: "Крекс, фекс, пекс", положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Вопросы, над которыми дети думают в командах по 3 человека:
- что такое цель?
- какие цели были у Буратино?
- какая цель была у Карабаса Барабаса?

Социальная ответственность: Какая цель была у кота Базилио и у лисы Алисы? Почему цели, которые делают плохо другим людям, нельзя ставить? Почему они потом плохо заканчиваются для всех?

Каждая команда выходит и презентует ответ на один вопрос, преподаватель комментирует.
Задание 13 - Мой челлендж
Это очень важное задание по личным целям. Преподаватель рассказывает детям, что каждый ребенок будет участвовать в челлендже. Челлендж- это вызов, очень сложная личная цель, которую сформулирует каждый ребенок себе на 4 недели. А через 4 недели нужно будет презентовать свои результаты по челленжу. Для челленджа каждый ребенок может выбрать одну из тем:
- хочу научиться
- добрые дела
- спорт
- чтение
- здоровый образ жизни
- хочу сделать

Важно: Преподаватель озвучивает детям темы, каждый ребенок думает над своей целью, затем каждый должен выйти и презентовать свою цель, преподаватель помогает сформулировать ее по смарт, записывает детям в дневник успеха, пока идет презентация цели и обсуждение.

Челленж формулируется как цель по смарт. В дневник успеха записывается челленж. В качестве результатов через 4 недели ребенок приносит фото или видео, которые доказывают, что он выполнил челленж и достиг цель. Важно: все записывается в дневник успеха и ведется там.

Если есть ссылки или qr код на видео или фото, это также записывается в дневник успеха. Каждое занятие преподаватель напоминает ребенку, сколько осталось времени до презентации челленджа. Напоминания есть также на страницах дневника успеха, преподаватель обращает на них внимание ребенка.

Примеры челленжей: я хочу научиться вышивать крестиком. Цель по СМАРТ: Я вышью крестиком на платочке красивый рисунок через месяц и презентую его в классе. В дневник записывается:
С - Научиться вышивать крестиком
М - Вышить узоры и инициалы на 1 платочке
А - Моя мама хорошо шьет, она поможет мне
Р - Мне нужен этот навык, потому что я хочу дарить всем подарки собственного производства
Т - Через месяц

Задачи, записываются в дневник:
1. договориться с мамой, что она будет со мной заниматься вышиванием
2. решить, какой узор и какого цвета я буду вышивать
3. купить материалы: платочек, нитки

Важно: если дети не могут сами записать свою цель, преподаватель записывает ее им в дневник, когда они ее презентуют. Задачи обсуждаются сразу после презентации, преподаватель также их записывает.

Важно: Цели презентуются и утверждаются, в конце каждой презентации, важно мотивировать ребенка и обязательно выделить его сильные качества, которые помогут ему обиться
поставленной цели.

Задание 14 - Конец урока
Преподаватель предлагает ребятам поиграть в активную игру, поблагодарить друг друга за отличную первую часть урока.

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
УРОК 02
Тема 1 "Умные вещи"
Контент
Проект
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: проанализировать пользу/вред от внедрения интернета вещей.

Задачи:
- раскрыть сущность понятий «умные вещи», «датчики», «архитектура IoT»;
- помочь детям осознать роль «умных вещей» в их жизни;
- познакомить учащихся с современными «умными вещами»;
- научить создавать «умный аудиоплеер».

По итогам занятия, учащиеся будут:

- знать такие понятия как «умные вещи», «архитектура IoT», «датчики», «сенсоры»;
- уметь пользоваться умными гаджетами;
- разбираться в устройстве и работе «умных вещей».

Главная мысль урока:
«Умные вещи» - великое изобретение человечества, но необходимо бороться
с появляющимися на пути проблемами.
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, проектор, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, цветные карандаши 4 цвета минимум, ручка, карандаш, ластик, клей.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
До чего дошел прогресс
В Королевстве Добролюбия многие жители наблюдают за техническим прогрессом в других царствах и тоже хотят внедрения умных технологий в Добролюбии. В Зефирии наняли роботов- помощников. В Шоколадии создали быстрые "умные ботинки" для того, чтобы быстро передвигаться по офису. А в Единороги всех жителей обеспечили "умными рубашками", которые застегиваются сами.

Король Добролюб решил не медлить и занялся изучением "интернета вещей", который обязательно должен упростить жизнь жителям Государства. Однако при изучении современных технологий из мира интернета вещей у короля возникло много вопросов. Помоги ему ответить на вопросы и принять важные решения для Королевства.

"Умные вещи" сегодня
Уже трудно кого-то удивить доставкой продуктов на дом, но компания Electrolux решила сделать шаг еще дальше, представив свою новую разработку - робота AMMI (рис. 1.1), ходящего за покупками вместо своего владельца. AMMI - это, по сути, корзина для покупок, которая доставит продукты на дом, при этом сохраняя их свежесть с помощью термоэлектрического охлаждения. Хозяину робота нужно только сделать онлайн заказ в магазине и потом отправить робота, чтобы он его забрал. AMMI оснастили GPS навигатором, для того, чтобы он мог легко найти дорогу до супермаркета, а также гироскопом для безопасного перемещения по улицам города и системой беспилотного движения
Рис. 1.1 – Взаимодействие программного обеспечения «Интернета вещей» с подключенными Устройствами
Компьютеризированная обувь Verb for Shoe («Команда для обуви») компании VectraSense (рис. 1.2) имеет встроенный специализированный микрокомпьютер ThinkShoe (с ультранизким расходом энергии), работающий под управлением специальной операционной системы Magellan и способный постепенно обучаться индивидуальному стилю ходьбы хозяина обуви. ThinkShoe по беспроводной связи может соединяться с карманным (мобильным) компьютером владельца. Скорость обмена данными составляет 1,5 Мбит/с, используемая радиочастота — 2,4 ГГц. Ботинки Verb могут выходить в Интернет и связываться с сервером компании-производителя для точной идентификации неисправностей и обновления собственного программного обеспечения. При встрече на улице разные туфли Verb узнают друг друга и тут же обмениваются по радио визитками хозяев — эту информацию можно посмотреть на домашнем компьютере. Работают ботинки от пары плоских батареек, которых хватает примерно на два месяца.

Рис. 1.2 – Компьютер, две воздушные камеры, сенсоры и радиопередатчик – начинка обуви Verb
Примером умных устройств являются очки Google Glass компании Google (рис. 1.3). В устройстве используется прозрачный дисплей HMD (Head-Mounted Display), который крепится на голову и находится чуть выше правого глаза, и камера, способная записывать видео высокого качества. Взаимодействие Glass с пользователем осуществляется через голосовые команды, жесты, распознаваемые тачпадом, который расположен на дужке за дисплеем, и систему передачи звука с использованием костной проводимости. Концепция Google Glass реализует одновременно три отдельные функции, сведя их воедино: дополненная реальность, мобильная связь + интернет, видеодневник. Такие очки позволяют, надев их, получать информацию, дополняющую увиденное. Например, очки смогут распознать местность и подсказать пользователю, что находится поблизости.
Рис. 1.3 – Очки-компьютер Google Glass
«Умное» зеркало-гаджет Cybertecture Mirror компании James Law Cybertecture (Япония) (рис. 1.4) умеет отражать не только того, кто в данный момент в него смотрится. На поверхности зеркала, как на большом экране, можно увидеть температуру воздуха и календарь, дату и день недели, а еще - гороскоп, рост и вес пользователя, и массу дополнительной информации. Cybertecture Mirror управляется при помощи специального пульта управления, и представляет собой что-то вроде своеобразного компьютера с собственной операционной системой Android, Wi-Fi доступом и стерео-динамиками. Все необходимые настройки и параметры можно выставить в компьютере и получать на зеркало-экран сообщения с электронной почты, новости с rss-подписки, смотреть фотографии и следить за временем. В перспективе хайтек-зеркало сможет обучаться и подстраиваться под каждого члена семьи, выводя персональные напоминания, календарь и прочую информацию индивидуального характера. В будущем система сможет получать указания от семейного доктора, считывать RFID-метки и даже демонстрировать видеоролики.
Рис. 1.4 – «Умное» зеркало Cybertecture Mirror
Очевидно, что список подобных вещей будет пополняться всё новыми «умными» устройствами и недалек тот день, когда практически все достаточно сложные предметы нашего быта будут иметь такую возможность.
ЗАПОМИНАЙКА: умные вещи
Задание 1. Ниже представлены некоторые вещи, которыми мы пользуемся каждый день. Как можно сделать их "умными"? Предложи свои идеи.
- Будильник
- Чайник
- Зубная щетка
- Тарелка
- Футболка
- Окно

Пример ответа:
- Будильник (может соединяться с сервером школы или работы и заводить себя сам в зависимости от рабочего расписания, может озвучивать погоду, рекомендуемую одежду на сегодня, распорядок дня, гороскоп и многое другое)
- Чайник (может подбирать комфортную температуру воды на основе ваших предпочтений, заказывать чай самостоятельно через онлайн-оплату в магазине);
- Зубная щетка (сама пополняет запасы пасты внутри себя, заказывая её через интернет. Выдавливает пасту из стержня на щетинки. Подбирает комфортный режим чистки зубов, чистит зубы сама, напоминает почистить зубы, озвучивает показатель загрязненности полости рта);
- Тарелка (сенсорная тарелка с экраном на всю тарелку. Показывает, как лучше подать и украсить приготовленное блюдо, определяет температуру блюда и сравнивает её со стандартами ресторанной подачи блюд, подбирает суточный рацион еды, определяет количество белков, жиров, углеводов и калорий в еде);
- Футболка (растет вместе с тобой и становится нужного размера, самостоятельно сушится, если намокла, поддерживает климат контроль, меняет рисунок, цвет и форму под настроение владельца);
- Окно (окно, где можно менять вид, меняет вид от настроения владельца, управляется дистанционно, по желанию становится непрозрачным и шторы не нужны).

Датчики и сенсоры

Как мы уже говорили ранее, интернет вещей представляет собой предметы, которым присвоены свои ip-адреса - номера в сети (как нам присваивается логин или id в социальных сетях), саму сеть и управляющее устройство. В зависимости от того или иного поведения предмета, управляющий компьютер передает этому предмету соответствующее указание или информацию. Но как же он может это понять? В этом ему помогают различные сигналы, которые поступают с датчиков или сенсоров. Какие вы уже знаете и можете назвать? Какие сигналы они подают? Все очень просто, например, датчик влажности измеряет влажность, датчик дыма реагирует на дым. Есть, конечно, и более изысканные названия, например, барометр – измеряет атмосферное давление (т.е. давление воздуха). Датчики и сенсоры немого отличаются между собой.

Датчик может выполнять только лишь функцию измерения определенных показателей, а сенсор зачастую имеет какой-либо интерфейс и способен передать необходимую информацию управляющему устройству.

Задание 2. Давай изучим, как работают технологии интернета вещей. Послушай объяснение преподавателя и подпиши названия представленных ниже датчиков.
Ответ:
Измеряет яркость света - датчик освещенности
Измеряет температуру воздуха - термометр
Сообщает о повороте ручки - потенциометр
Светит и мигает - светодиод
Сообщает о нажатии - кнопка
Пищит, издает звуки - зуммер
Задание 3. Посмотри видео "Метки RFID". Приведи примеры их использования в наши дни.
Видео: https://youtu.be/H9JwfCTUC0g
Пример ответа: проездные билеты, товары в магазинах, пропускные системы, наклейки на вещах для быстрого поиска.

Архитектура интернета вещей

Архитектура в данном случае не имеет ничего общего с красивыми зданиями. В данном контексте (т.е. в нашем разговоре) под этим термином подразумевается: устройство, структура, схема чего-либо. Это называют архитектурой, т.к. для того, чтобы инженерам и программистам внедрить интернет вещей куда-либо, им необходимо «построить/выстроить» всю цепочку устройств и программ, которые будут отвечать за работу нового девайса. На рисунке показано, как современные разработчики интернета вещей создают что-то новое. Эта модель была представлена компанией Cisco. Кстати, это американская компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий. Одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся в области высоких технологий. Под сетевым оборудованием тут подразумеваются различные роутеры и маршрутизаторы - устройства, способные объединять несколько сетей в одну и обеспечивать доступ в интернет (только роутер, не маршрутизатор).

Кстати эти устройства нам также понадобятся при создании интернета вещей. Они располагаются на втором уровне, как раз сразу после самих предметов и датчиков. Далее идет анализ и обработка собранных с датчиков данных. Затем накопление этих данных в специальные большие базы. Абстрагирование данных – одним словом «упрощение» этих самых данных. Это нужно для того, чтобы обычный пользователь «умной вещи» попросту не запутался. Ведь датчики посылают свои сигналы очень часто, а в интернете, куда может обратиться умная вещь, есть очень много разной информации. Представьте, если, например, умный будильник будет называть все подряд гороскопы или «умный холодильник» будет закупать продукты из всех магазинов мира сразу. Данные необходимо отсеивать и упрощать. Ну и конечно, дальше эти данные попадают к нам в приложения и на этой основе наша «умная вещь» может выдать нам какую-либо информацию.

Приведем в пример «умный будильник». В нем могут стоять: wi-fi приемник, термометр, датчик света, у некоторых даже стоит датчик движения, чтобы убегать от хозяина, когда тот захочет его просто выключить. Так вот, wi-fi приемник может ловить сигнал wi-fi, значит будильник может выйти в интернет и сообщить нам гороскоп. Термометр измеряет температуру и передает данные в специальное приложение, которое показывает владельцу температуру в комнате.
ПОНИМАЙКА: архитектура интернета вещей
Задание 4. Опиши принцип работы "умных часов". Какие датчики могут быть встроены в такие часы? Каким образом может обрабатываться информация с датчиков? Какие приложения могут использоваться для работы с этими датчиками?

Пример ответа:

Хранение информации: SD-карты

Возникает вопрос, где хранится вся информация, например, про гороскопы или погоду? Скажете в интернете? Это будет не совсем точно. Чтобы информация попала в интернет, она должна находиться у кого-то на компьютере. Например, для того, чтобы появился ролик в YouTube, его туда надо выложить. Но об этом немного позже. Сейчас поговорим о самом компьютере, ну или смартфоне, ну или часах, да вообще о любом «умном гаджете». Чем они должны обладать в первую очередь, чтобы быть умными? Конечно, памятью. Наверное, большинство из вас уже знакомы с SD- картой. Такую можно использовать в фотоаппарате, камере или телефоне. Информацию в данном случае с неё считывает специальный SD-картридер. Посмотрим, как работает «умная вещь» со встроенной памятью, если мы будем использовать проводную связь, а не интернет.

ПРИМЕНЯЙКА: восьмибитный аудиоплеер