KinderMBa Teachers
Ментальная арифметика (45-57 уроки)
УРОК 45
Формула 10. Друзья -7
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -7= +3-10

Задачи:
Познакомиться с новой формулой, правильно поставить движение пальцев левой и правой руки
Тренировка ментального счета РАНДОМ (игровой формат)
Решение примеров на абаке с использованием новой формулы 10: -7= +3-10

Результаты урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -7=+3-10
Двузначные простые числа (+—) 5 чисел ментально (4 сек-обязательный минимум)
Ментальный счет БРАТЬЯ-, 7 чисел (от 4 до 3 сек), РАНДОМ сложение 10 однозначных чисел (от 4,5 до 3,5 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование-разминка «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность учителя:
Разбиваемся на две команды, смотрим и запоминаем трехзначное число, которое появится на экране.
На платформе выставляем 2 игрока, ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 2 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи урока:

Перевод образа в четырехзначные числа, научиться правильно записывать числа
Последовательные примеры +7+7» (5 мин)
Деятельность учителя:
Разомнемся! Будем набирать на абаке 7+7+7… в течение минуты.
У нас будет три попытки, лучший результат занесем в дневник.

Деятельность учащихся:
Ученики подходят к двум абакам по 2 человека (встают слева и справа), по команде учителя начинают последовательно прибавлять 7, пока таймер работает.
На второй попытке идет смена. Кто был на больших абаках, начинают считать на маленьких.

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул +7 (ДРУЗЬЯ, КОМБО)
Изучение новой формулы -7= +3-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 20, нам нужно вычесть 7. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 7 друг 3. Нам нужно ДРУГА (3) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 3 поднимаем большим пальцем- делаем это движение одновременно двумя руками.


Задачи урока:
Правильно поставить пальцы при выполнении этой формулы
Упражнение «Друг 9-1» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.
Задачи задания:
Отработка новой формулы на абаке. Закрепление движений правой и левой руки.
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Ментальный счет -9,-8,-7» (20 мин)
Парное соревнование, 1 компьютер на двоих!
Деятельность преподавателя:
Сейчас вы будете работать в паре. У вас один компьютер на двоих. Программа сама будет вести счет каждого игрока, как только вы наберете 100 баллов, поднимите руку - Вы получаете кубок!
На платформе выставляем параметры:Столбцы, 2 игрока, Друзья -, 3 числа (7,8,9) ментально

Деятельность учащихся:
Парная работа на компьютере.
На доске учителя отмечаются результаты каждого ученика.
Кубок получают все, кто дойдет до 10 баллов (10 правильно выполненных примера)

Задачи задания:
Развитие коммуникативного взаимодействия в процессе ментального счета. Повышение мотивации за счет соревновательного эффекта.
Игра-разминка UNO (5-7 мин)
Деятельность преподавателя:
Есть одна интересная игра, сегодня мы начнем с нее. Только правила будут немного изменены под наш скоростной счет. Садимся в круг, берем абаки. В середине у нас стопка карт с числами. Открывать будем по кругу. Кто открыл карту прибавляет это число ментально и говорит ответ (если ответ верный - карточку забирает себе), другие тоже считают, чтобы не сбиться.

Деятельность учащихся:
Ученики по очереди открывают карты с числами, которые нужно последовательно складывать в уме. Если ошибается, отдает свою карту или пропускает свой следующий ход.

Задачи задания:
В игровой форме отработать сложение однозначных рандомных чисел с применением всех изученных формул.
Домашняя работа
На платформе: Рандом на абаке 10 чисел однозначные числа, скорость 3 сек, Столбцы двузначные примеры, произвольные числа, 2 числа
УРОК 46
Формула 10. Друзья -6, -5
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -6= +4-10, -5= +5-10

Задачи:
Познакомиться с новой формулой, правильно поставить движение пальцев лево и правой руки
Тренировка ментального счета по изученным формулам (ускорение и наращивание кол-ва чисел в цепочке)
Решение примеров на абаке с использованием новой формулы 10: -6= +4-10, -5= +5-10

Результаты урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -6= +4-10, -5= +5-10 и ментально
  • Двузначные простые числа (+—) 5 чисел ментально (3 сек-обязательный минимум)
  • Ментальный счет БРАТЬЯ-, 7 чисел (от 2,5 до 2,3 сек), РАНДОМ сложение 10 однозначных чисел (от 3,5 до 2,5 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Найди числа от 20-40» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наша задача глазами найти все числа от 20-40. Важно не перескакивать, а друг за другом: 20,21,22,23 и т.д. Это командная работа, поэтому кто первый найдет, поднимает руку, и говорит, на каком фоне это число находится (называет цвет) и в какой части находится - право-лево, низ-верх

Деятельность учащихся:
Глазами ищут числа, стараются назвать цвет и расположение в прямоугольнике.

Задачи задания:
Развитие внимания, формирование понятий право-лево, центр, внизу - наверху
Последовательные примеры +6+6» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
Сегодня нам с вами нужно научиться считать ментально формулы Комбо. откроем наши тетради и давайте попробуем не на скорость, а на правильность выполнить задание.

Деятельность учащихся:
Ученики подходят к двум абакам по 2 человека (встают слева и справа), по команде учителя начинают последовательно прибавлять 6, пока таймер работает.
На второй попытке идет смена. Кто был на больших абаках, начинают считать на маленьких.

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул +6 (ДРУЗЬЯ, КОМБО)
Изучение новой формулы -6= +4-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 30, нам нужно вычесть 6. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. ДРУГ у 6 - 4. Нам нужно ДРУГА (4) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 4 поднимаем большим пальцем- делаем это движение одновременно двумя руками. Сколько получилось? 24

Задачи задания:
Правильно поставить пальцы при выполнении этой формулы
Упражнение «Реши и разукрась» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте ментально решим примеры, а ответ разукрасим цветом. Откройте рабочие тетради. Не торопитесь, это задание на правильность, а не скорость. Можно закрыть глаза и представить абак перед глазами, двигая бусинки пальцами на воображаемом абаке.

Задачи задания:
первичная тренировка ментального счета, определение затруднений, ошибок, если они появятся
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы -5= +5-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 20, нам нужно вычесть 5. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 5 друг 5, а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (5) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем И 5 опускаем указательным пальцем- делаем это движение одновременно двумя руками.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 6,5» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. Решим с вами 6 примеров на абаке. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Рандом ментально (Форсаж, сложение 10 чисел, 3,5 сек, снижаем до 2,5 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 7 чисел, скорость 2,5 сек, снижаем надо 2,3 сек)
3.Двузначные простые числа 5 чисел (от 3 сек до 2,5 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10. Наращивание кол-ва чисел в цепочке - развитие устойчивости и концентрации внимания
Игра «Прыгай и считай» (5-7 мин)
(инструментарий: коврик-напольный абак)
Деятельность преподавателя:
А сейчас будем с вами считать руками (ментально) прыгая на те бусинки, которые обозначают ответ. Я буду сама проговаривать вам вслух пример из 2 чисел, как только вы получите ответ, встаньте на соответствующие бусинки
10-6, 13-5, 10-5, 11-5, 12-5, 14-5, 20-6, 10-6, 15-6

Деятельность учащихся:
3 ученика встают на коврик, 1 слева, второй справа, третий посередине. Пример считают ментально на слух, как только получили ответ, прыгают на соответствующие бусинки. Остальные учащиеся следят за правильностью. Затем меняются местами.

Задачи задания:
Двигательный счет в игровой форме начать ментальный счет по новым формулам вычитания
Домашнее задание
Последовательные примеры 4+4+4, на платформе: столбцы, 5 чисел, ДРУЗЬЯ +- (используемые числа: 5,6,7,8,9!), однозначные
УРОК 47
Формула 10. Друзья -4, -3
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -4= +6-10, -3= +7-10, научиться вычитать 9,8,7,6,5 из двузначного числа
Задачи:
Тренировать ментальный счет по формулам Б+, Д+, Комбо на индивидуальных компьютерах
Отработать последовательные примеры +2, +3, +4
Развить скорость счета на абаке с применением всех формул Комбо

Результаты урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -4= +6-10, -3= +7-10, и ментально
  • Выполнять последовательное вычитание на абаке 6,7,8,9 из двузначного числа (5 числа в цепочке)
  • Двузначные числа РАНДОМ на абаке (3 числа, 3,5 сек), Братья- 7 чисел ментально (2,5 сек), РАНДОМ однозначные ментально 10 чисел (2,3 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «СТОЛБЦЫ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Мы продолжаем с вами изучать наших ДРУЗЕЙ, осталось всего 4 формулы и мы сможем вычитать, как ученики 2-3 класса). Начнем мы с того, что повторим Друзей 9,8,7,6,5 и потренируемся уже на цепочке из 5 чисел.
На платформе выставляем 5 чисел, СТОЛБЦЫ, ДРУЗЬЯ +- (используемые числа-9,8,7,6,5)

Деятельность учащихся:
Считают примерный абаке. кто наберет больше всего медалей (жетончики), тот получает кубок в тетрадь. Работа индивидуальная на абаках. 2 ученика на больших абаках (меняются каждый пример).

Задачи задания:
Актуализация изученных формул вычитания.
Последовательные примеры +4+4» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
Вашим домашним заданием было потренироваться в наборе четверок. Давайте посоревнуемся. По два человека выходим к большим аракам и по моей команде начинаем складывать 4 друг за другом, пока не дойдете до 100.

Деятельность учащихся:
Ученики подходят к двум абакам по 2 человека (встают слева и справа), по команде учителя начинают последовательно прибавлять 4, показе дойдут до 100.
На второй попытке идет смена. Кто был на больших абаках, начинают считать на маленьких.

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул +4 (ДРУЗЬЯ,БРАТИК)
Изучение новой формулы -4= +6-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 10, нам нужно вычесть 4. ДРУГ у 4 - 6. Нам нужно ДРУГА (6) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 6 набираем движением «щипок» одновременно двумя руками. Сколько получилось? 6

Задачи задания:
Правильно поставить пальцы при выполнении этой формулы
Упражнение «Счёт по кругу» (15 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Откройте свои рабочие тетради, обнулите абак, возьмите карандаш.
Мы будем чередоваться, один из вас на большом абаке, Так будем перемещаться по кругу. Будем использовать изученные на прошлом занятии формулы (-9,-8,-7,-6,-5)

Деятельность учащихся:
Работа динамическая.
Ученики решают и записывают ответы карандашом в окошки.
1 ученик на 1 большом абаке, 2 на втором абаке, остальные на маленьких работают.

Задачи задания:
Отработка навыка счета на абаке (примеры повышенной сложности)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы -3= +7-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 20, нам нужно вычесть 3. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 3 друг 7, а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (7) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем И ЩИПКОМ ставим 7 двумя пальцами одновременно.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 4,3» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. Решим с вами 6 примеров на абаке. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Сложное вычитание». Задание на кубок в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сейчас у нас есть возможность получить кубок. Все, кто верно решит один пример - получат золотой кубок. Найдите на странице кубок - это наш старт. Первое число -90, наберите его на абаке, а теперь мы вычитаем друг за другом числа (-9, -8, -5), пока пример не закончится, и вы не вернетесь снова к кубку!

Задачи задания:
Задание повышенной сложности.
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Рандом ментально (Форсаж, сложение 10 чисел, 2,5 сек, снижаем до 2 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 7 чисел, скорость 2 сек, снижаем надо 1,8 сек)
3.Двузначные произвольные числа 3 числа (от 4,5 сек до 3,5 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания
: Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10. Наращивание кол-ва чисел в цепочке - развитие устойчивости и концентрации внимания
Домашнее задание
Последовательные примеры 3+3+3, на платформе: столбцы, 5 чисел, ДРУЗЬЯ +- (используемые числа: 3-9), однозначные
УРОК 48
Формула 10. Друзья -2, -1
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -2= +8-10, -1= +9-10, научиться ментально вычитать 9,8,7,6,5

Задачи:
Считать на абаке смешанные формулы 10 (сложение и вычитание)
Тренировка ментального счета по всем изученным формулам ДРУЗЬЯ - (на правильность)
Решение примеров на абаке с использованием новой формулы 10: -2= +8-10, -1= +9-10.

Результаты урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -2= +8-10, -1= +9-10, и ментально
  • Правильно ментально вычитать с использованием ранее изученных формул вычитания (1-9)
  • Друзья +-на абаке 5 чисел (скорость от 5 сек до 3 сек) - 4 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Ментальный счет» (5 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня муначнем тренироваться считать ментально, используя все ранее изученные формулы ДРУЗЬЯ -.
  • Откройте рабочие тетради, это задание не на скорость, а на правильность, поэтому не торопитесь. Кому сложно, можете смотреть на абак и в воздухе двигать бусинки.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Научиться Ментально считать по всем формулам вычитания (5 -9 )
Упражнение «Форсаж Друзья» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать над скорость счета на абаке. У нас будет 5 чисел и могут попасться как формулы сложения, так и формулы вычитания. Начнем мы с медленной скорости и постепенно будем ее увеличивать.
На платформе: Форсаж, 5 чисел, Друзья (+-), используемые числа: 3-9, скорость 5 сек

Деятельность учащихся:
2 человека на большом абаке, остальные на своих. На доске ведется счет правильных ответов, победитель получает кубок (наклейку).

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул (ДРУЗЬЯ+-)
Изучение новой формулы -2= +8-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 20, нам нужно вычесть 2. ДРУГ у 2 - 8. Нам нужно ДРУГА (8) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 8 набираем движением «щипок» одновременно двумя руками. Сколько получилось? 18

Задачи задания:
Правильно поставить пальцы при выполнении этой формулы
Изучение новой формулы -1= +9-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 20, нам нужно вычесть 1. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. У 1 друг 9, а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (9) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем И ЩИПКОМ ставим 9 двумя пальцами одновременно.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 1,2» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. Решим с вами 6 примеров на абаке. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула 10-» на индивидуальных компьютерах (20 минут)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать каждый на своем компьютере. Я вам все подготовила, обратите внимание, перед вами лежит лист, на котором отмечены скорости, ваша задача за каждый правильный ответ ставить себе +. Как только вы наберете 3 правильных ответа, поднимайте руку и я переставлю вам скорость.

Деятельность преподавателя:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 5 секунд (5 чисел)

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Игра «Прыгай и считай» (5-7 мин)
(инструментарий: коврик-напольный абак)
Деятельность преподавателя:
А сейчас будем с вами считать руками (ментально) прыгая на те бусинки, которые обозначают ответ.
На платформе выставляем параметры: Форсаж, Братья+-, 5 чисел ментально на скорости 2 сек

Деятельность учащихся:
3 ученика встают на коврик, 1 слева, второй справа, третий посередине. Пример считают ментально на слух, как только получили ответ, прыгают на соответствующие бусинки.

Задачи задания:
Двигательный ментальный счет в игровой форме закрепить ментальный счет Братья +-
Домашняя работа
Последовательные примеры 2+2+2, на платформе: столбцы, 5 чисел, ДРУЗЬЯ +- однозначные
УРОК 49
Формула 10. Отработка
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать счет на абаке и ментальный счет по всем изученным формулам

Задачи:
Считать на абаке смешанные формулы 10 (сложение и вычитание
Тренировка ментального счета по всем изученным формулам ДРУЗЬЯ на скорость
Тренировка ментального счета на аудиальном и визуальном уровнях

Результаты урока:
  • Счет на абаке на время (вычитание повышенной сложности, 5 чисел в цепочке)
  • Ментальный счет ДРУЗЬЯ+- (5 чисел скорость от 5 сек до 3 сек) на аудиальном и визуальном уровнях
  • Друзья +-на абаке 5 чисел (скорость от 4 сек до 1,5 сек) - 2 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 4 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Перевод образа в 4-значные числа.
Упражнение «Счет на абаке» 5 минут
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по нашим ДРУЗЬЯМ, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях на абаке будем считать 5 чисел, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:
На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания:
Повышение скорости счета на абаке по формуле ДРУЗЬЯ-
Упражнение «Форсаж Друзья» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать над скорость счета на абаке. У нас будет 5 чисел и могут попасться как формулы сложения, так и формулы вычитания. Начнем мы с медленной скорости и постепенно будем ее увеличивать.
На платформе: Форсаж, 5 чисел, Друзья (+-), скорость 5 сек

Деятельность учащихся:
2 человека на большом абаке, остальные на своих. На доске ведется счет правильных ответов, победитель получает кубок (наклейку).

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул (ДРУЗЬЯ+-)
Упражнение «Столбцы. Ментально» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
А сейчас разбейтесь на пары. У нас будет командное (парное) соревнование. Будем учиться считать ментально 5 чисел в цепочке. Вам могут попасться как ДРУЗЬЯ +, так и вычитание.
На платформе: Столбцы, 5 чисел, Друзья+-, колко-игроков 3-4 (в зависимости от кол-ва пар в группе)

Деятельность учащихся:
В паре ментально решают пример, согласуют ответ, записывают на доске, поднимают вверх.

Задачи задания:
Научиться применять изученные формулы вычитания при ментальном счете
Упражнение «Последовательные примеры -1,-1,-1»
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. и будем вычитать единицы до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сначала потренируемся вместе со мной. Сначала убираем 4 бусинки внизу, потом вспоминаем, как из 5 вычесть 1 (Братик 4). Лифт наверх (4 пишем, 5 стираем) и снова убираем 4 бусинки. 90-1, это формула ДРУГА (9 пишем, 10 стираем)… И так далее.
Деятельность учащихся:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 99 единицы, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Отработать смешанные формулы вычитания (БРАТ+ДРУГ)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула 10-» на компьютерах (индивидуальная работа) 20 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать на абаке и сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 4 секунды (5 чисел). У кого получается быстро считать 5 чисел, ставим 10.

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Ментальный турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Братья - (Форсаж, 7 чисел, 1,5 сек, снижаем до 1,3 сек)
2. Друзья визуально (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)
2. Друзья на слух (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания:
Развить скорость ментального счета на визуальном и аудиальном уровнях
Домашнее задание
Последовательные примеры 1-1-1, на платформе:форсаж , 5 чисел, ДРУЗЬЯ +- однозначные, скорость 3 сек
УРОК 50
Формула 10. Отработка
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: подготовка к экзамену, увеличение скорости счета на абаке и ментально по формуле Друзья-

Задачи:
Ментальный счет и счет на абаке на время (5 минут)
Тренировка ментального счета по всем изученным формулам ДРУЗЬЯ на скорость
Отработка формул через счет на абаке (последовательного вычитания 2 из 99)

Итоги урока:
  • Счет на абаке и ментально за 5 минут (13 выполненных примеров - обязательный минимум)
  • Ментальный счет ДРУЗЬЯ+- (5 чисел скорость от 2,5 сек до 1,5 сек)
  • Друзья +-на абаке 5 чисел (скорость от 4 сек до 1,5 сек) - 2 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Счет на абаке» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по нашим ДРУЗЬЯМ, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях на абаке будем считать 5 чисел, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:

На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания:
Повышение скорости счета на абаке по формуле ДРУЗЬЯ-
Упражнение «Ментальный счет» 5 минут
Деятельность преподавателя:
А теперь выбудем считать ментально 3 числа, используя все изученные формулы Друзей -время у нас - 5 минут. Если кто-то закончит раньше, поднимите руку, я зафиксируя ваше индивидуальное время.

Деятельность учащихся:
Ментально выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания:
Повышение скорости ментального счета по формуле ДРУЗЬЯ-
Упражнение «Последовательные примеры —2,-2, -2»
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. и будем вычитать двойки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сначала потренируемся вместе со мной. Сначала убираем 4 бусинки внизу, потом вспоминаем, как из 5 вычесть 2 (Братик 3). Лифт наверх (3 пишем, 5 стираем) и снова убираем 4 бусинки. 90-2, это формула ДРУГА (8 пишем, 10 стираем)… И так далее.

Деятельность учащихся:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 99 двойки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Отработать смешанные формулы вычитания (БРАТ+ДРУГ)
Упражнение «Форсаж Друзья» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
  • Сейчас мы будем работать над скорость счета на абаке. У нас будет 5 чисел и могут попасться как формулы сложения, так и формулы вычитания. Начнем мы с медленной скорости и постепенно будем ее увеличивать.
На платформе: Форсаж, 5 чисел, Друзья (+-), скорость 5 сек

Деятельность учащихся:
2 человека на большом абаке, остальные на своих. На доске ведется счет правильных ответов, победитель получает кубок (наклейку).

Задачи задания:
Актуализация и применение всех формул (ДРУЗЬЯ+-)
Игра «Колесо Друзей» (5 минут)
Приложение 3 (заранее необходимо напечатать по 1 листу на каждую пару)
Деятельность преподавателя:
Каждому из вас я сейчас выдам волшебное колесико. Считать пока нельзя. Разбейтесь на пары. По моей команде вы начинаете считать ментально и записывать ответы прямо на колесике. Как только закончите, ваша задача поменяться своими колесами друг с другом и посчитать примеры своего соседа. Если ответ не совпал, пишите рядом тот, который у вас получился.

Деятельность учащихся:
Ребята считают на скорость - меняются листочками, считают снова и проверяют ошибки друг друга.
Если все выполнено без ошибок - получают медаль в дневник

Задачи задания:
Развитие и формирование проверки и самопроверки в процессе вычислений
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула 10-» на компьютерах (индивидуальная работа) 20 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать ментально. Сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах. Начиная со скорости 2,5 секунды (5 чисел). У кого получается быстро считать 5 чисел, ставим 10.

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Ментальный турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Братья - (Форсаж, 4 чисел, 1,5 сек, снижаем до 1 сек)
2. Друзья визуально (Форсаж, 5 чисел, скорость 1,8 сек, снижаем надо 1 сек)
3. Друзья на слух (Форсаж, 5 чисел, скорость 41,8 сек, снижаем надо 1,3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания:
Развить скорость ментального счета на визуальном и аудиальном уровнях
Домашняя работа
Последовательные примеры-2,-2,-2, на платформе: форсаж , 7 чисел, ДРУЗЬЯ +- однозначные, скорость 3 сек на абаке
УРОК 51
Формула 10. Отработка
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: подготовка к экзамену, увеличение скорости счета на абаке и ментально по формуле Друзья-

Задачи:
Ментальный счет и счет на абаке на время (5 минут)
Тренировка ментального счета по всем изученным формулам ДРУЗЬЯ на скорость
Отработка формул через счет на абаке (последовательного вычитания 3 и 4 из 99)

Итоги урока:
  • Счет на абаке и ментально за 5 минут (15-20 выполненных примеров - обязательный минимум)
  • Ментальный счет ДРУЗЬЯ+- (5 чисел скорость от 2 сек до 1 сек) - 1,3 -обязательный минимум
  • Друзья +-на абаке 5 чисел (скорость от 2 сек до 1 сек) - 1,3 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Последовательные примеры —3,-3, -3» (5м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. и будем вычитать тройки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сначала потренируемся вместе со мной. Сначала убираем 3 бусинки внизу, потом вспоминаем, как из 5 вычесть 3 (Братик 2). Лифт наверх (2 пишем, 5 стираем) и снова убираем 3 бусинки. 90-3, это формула ДРУГА (7 пишем, 10 стираем)… И так далее.

Деятельность учащихся:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 99 тройки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 99 тройки, пока на абаке не останется 0.
Упражнение «Счет на абаке» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по нашим ДРУЗЬЯМ, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях на абаке будем считать 5 чисел, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:
На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания:
Повышение скорости счета на абаке по формуле ДРУЗЬЯ-
Упражнение «Ментальный счет» 5 минут
Деятельность преподавателя:
А теперь выбудем считать ментально 3 числа, используя все изученные формулы Друзей -время у нас - 5 минут. Если кто-то закончит раньше, поднимите руку, я зафиксируя ваше индивидуальное время.

Деятельность учащихся:
Ментально выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой).

Повышение скорости ментального счета по формуле ДРУЗЬЯ-
Упражнение «Последовательные примеры -4,-4» (5 м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. и будем вычитать четверки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сначала потренируемся вместе со мной. Сначала убираем 4 бусинки внизу, потом вспоминаем, как из 5 вычесть 4 (Братик 1). Лифт наверх (1 пишем, 5 стираем). 91-4, это формула ДРУГА (6 пишем, 10 стираем)… И так далее.
Деятельность учащихся:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 99 четверки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Отработать смешанные формулы вычитания (БРАТ+ДРУГ)
Игра «Колесо Друзей» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Каждому из вас я сейчас выдам волшебное колесико. Считать пока нельзя. Разбейтесь на пары. По моей команде вы начинаете считать ментально и записывать ответы прямо на колесике. Как только закончите, ваша задача поменяться своими колесами друг с другом и посчитать примеры своего соседа. Если ответ не совпал, пишите рядом тот, который у вас получился.

Деятельность учащихся:
Ребята считают на скорость - меняются листочками, считают снова и проверяют ошибки друг друга.
Если все выполнено без ошибок - получают медаль в дневник

Задачи задания:
Развитие и формирование проверки и самопроверки в процессе вычислений
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула 10-» на компьютерах (индивидуальная работа) 20 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать ментально. Сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.

Деятельность учащихся:
Ученики Ментально считают на своих компьютерах. Начиная со скорости 2 секунды (5 чисел). Снижаем до 1 секунды

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1.Друзья на абаке (Форсаж, 7 чисел, 1,8 сек, снижаем до 1 сек)
2. Друзья визуально (Форсаж, 5 чисел, скорость 1,3 сек, снижаем надо 1 сек)
3. Друзья на слух (Форсаж, 5 чисел, скорость 1,5 сек, снижаем надо 1 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания:
Развить скорость ментального счета на визуальном и аудиальном уровнях
Домашнее задание
Последовательные примеры -3,-3 -4,-4 на платформе: форсаж , 7 чисел, ДРУЗЬЯ +- однозначные, скорость 1,3 сек ментально
УРОК 52
Экзамен по вычитанию. Друзья-
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: фиксация полученных знаний и вычислительного навыка на абаке и ментально по формуле 5
Задачи:
Итоговый контроль Вычитания по формуле Друзья - (40 примеров) 5 минут
Итоговый контроль ментального счета по формуле Друзья (аудиальный уровень) 10 примеров (5 чисел в цепочке)
Итоговый контроль ментального счета (визуальный уровень) на время (60 примеров)
Для экзамена понадобится:
абак, ручка (карандаш), листы с примерами (заранее напечатанные из приложения), бланк ответов для ментального счета, настольная игра «UNO»

Упражнение «Последовательные примеры 99-1-1» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Подготовимся к экзамену, разогреем наши пальцы.

Деятельность учащихся:
Дети вычитают единицы, пока не дойдут до 0. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи задания:
Разогреть пальцы рук. Подготовиться к экзамену
1 этап «Счет на абаке. Друзья-» (7 минут)
Приложение 1 и 2
Деятельность преподавателя:
Мы будем считать на абаке в течение 5 минут, если вдруг кто-то закончит раньше, поднимите руку.
Обнулите абак, положите лист перед собой, все лишнее со стола убираем.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Итоговый контроль по сложению и вычитанию по формуле 10
Перерыв двигательный на 3 минуты
2 этап. «Счет на абаке» на слух (7 минут)
Приложение 5
Деятельность преподавателя
А сейчас будем считать на скорость, на экран можно не смотреть, числа вам будут произносить, ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).
(на платформе выставляем формулы Друзья, 10 чисел)

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки..

Задачи задания:
Итоговый контроль счета на абаке по формуле 10 (сложение и вычитание)
Перерыв двигательный на 3 минуты
3 этап. «Ментальный счет» на слух (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).

Деятельность учащихся:
Ученики считают уме, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Контроль ментального счета 5 чисел в цепочке
Перерыв двигательный на 3 минуты
4 этап. «Ментальный счет» визуально (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Абаки наши давайте спрячем. Сейчас мы будем считать ментально. Точно также, у вас будет 5 минут. Ответы записываем в окошки.

Деятельность учащихся:
Ученики считают ментально, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Контроль ментального счета на визуальном уровне
Перерыв двигательный на 3 минуты
Игра «UNO»
резервное задание
Деятельность преподавателя:
Игра в классическом варианте (по правилам).

Задачи задания:
Игра на внемательность, скорость мышления и реакцию
Примечание для преподавателя:
Ответы к заданиям, нормативы прохождения экзамена находятся в папке
«Экзаменационные материалы»
УРОК 53
Смешанные примеры. Последовательное вычитание
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: провести экзамен по последовательным примерам на вычитание (1,2,3,4), отработать скорость счета ментально и на абаке по прошедшим формулам Братья-, Друзья-

Задачи:
  1. Ментальный счет и счет на абаке смешанных примеров (5 минут)
  2. Тренировка ментального счета по всем изученным формулам ДРУЗЬЯ на скорость (7 чисел от 2 секдо 1 сек)
  3. Последовательные примеры счет на абаке (последовательного вычитания 3 и 4 из 99) - экзамен
Итоги урока:
  • Счет на абаке и ментально по смешанным формулам вычитания
  • счет на абаке ДРУЗЬЯ+-, Братья (10 чисел скорость от 3,5 сек до 1,3 сек) - 2 сек -обязательный минимум
  • Друзья +- ментально 7 чисел (скорость от 4 сек до 2 сек) - 2,5 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Экзамен «Последовательные примеры —1,-1, -1» (3м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. в течение 1 минуты мы будем вычитать единицы до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Начинаем строго по моей команде. как только время закончится, я скажу стоп, а вы запишите на доске, какое число на вашем абаке.

Деятельность учащихся:
По команде учителя на своих абаках выполняют последовательное вычитание единиц из 99. Кто заканчивает раньше, поднимает руку.


Задачи задания:
Фиксация скорости счета на абаке с занесением в журнал и дневник ученика
Упражнение «Счет на абаке» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по нашим ДРУЗЬЯМ, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях на абаке будем считать 5 чисел, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:
На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания:
Повышение скорости счета на абаке по формуле ДРУЗЬЯ-
Экзамен «Последовательные примеры 99-2-2» (3м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 99. в течение 1 минуты мы будем вычитать двойки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Начинаем строго по моей команде. как только время закончится, я скажу стоп, а вы запишите на доске, какое число на вашем абаке.
Деятельность учащихся:
По команде учителя на своих абаках выполняют последовательное вычитание двоек из 99. Кто заканчивает раньше, поднимает руку.

Задачи задания:
Фиксация скорости счета на абаке
Упражнение «Ментальный турбосчет» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Рандом + (5 примеров, 7 чисел, от 2 сек до 1 сек)
Братья+- (5 примеров, 7 чисел, от 2 сек до 1 сек)
Друзья+- (5 примеров, 7 чисел, от 2 сек до 1 сек)

Деятельность учащихся:
На доске учитель ведет таблицу результативности каждого ученика. Дети считают ментально, записывают ответ на доске.

Задачи задания:
Фиксация результатов в дневники и журнал!
Экзамен «Последовательные примеры 99-3-3» (3м)
Деятельность преподавателя:
Поставим на абаке 99. в течение 1 минуты мы будем вычитать тройки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
Начинаем строго по моей команде. как только время закончится, я скажу стоп, а вы запишите на доске, какое число на вашем абаке.
Важно, остаток должен делиться на 3!

Деятельность учащихся:
По команде учителя на своих абаках выполняют последовательное вычитание троек из 99. Кто заканчивает раньше, поднимает руку.

Задачи задания:
Фиксация скорости счета на абаке
Игра «Брат или Друг?» (10 минут)
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность учащихся:
Дети по очереди берут карточку, называют формулу, считаю пример (ментально).

Задачи задания:
Цель: быстрое и правильное определение формулы (Брат или Друг?)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Счет на абаке «Брат+Друг» на компьютерах (индивидуальная работа) 10 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать абаке.
На платформе: Форсаж, Брат+Друг, сложение и вычитание, 10 чисел, скорость 3,5 сек

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке на своих компьютерах. Начиная со скорости 3,5 секунды (10 чисел). Снижаем до 1,3 секунды.

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применениемдвух формул вычитания.
Ментальный счет «Друг» на компьютерах (индивидуальная работа) 10 минут
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем считать ментально. Сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.
На платформе: Форсаж, Друг, сложение и вычитание, 7 чисел, скорость 4 сек, снижение до 2 сек

Деятельность учащихся:
Ученики Ментально считают на своих компьютерах. Начиная со скорости 4 секунды (7 чисел). Снижаем до 2 секунд.

Задачи задания:
Увеличение кол-ва чисел в цепочке, развитие скорости ментального счета
Экзамен «Последовательные примеры 99-4-4» (3м)
Деятельность преподавателя:
Поставим на абаке 99. в течение 1 минуты мы будем вычитать четверки до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
Начинаем строго по моей команде. как только время закончится, я скажу стоп, а вы запишите на доске, какое число на вашем абаке.
Важно, остаток должен делиться на 4!

Деятельность учащихся:
По команде учителя на своих абаках выполняют последовательное вычитание четверок из 99. Кто заканчивает раньше, поднимает руку.

Задачи задания:
Фиксация скорости счета на абаке
Домашняя работа
Рабочая тетрадь (друг+брат)-2 стр. На платформе: форсаж , 10 чисел, ДРУЗЬЯ + Брат (+-) однозначные, скорость 2 сек на абаке
УРОК 54
Формула Комбо -6, -7
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -6= -11+5, -7= -12+5

Задачи:
Научиться вычислять с использованием новой формулы вычитания Комбо
Тренировка последовательных примеров (199-6-6…, 199-7-7…)
Отработка скорости счета по изученным формулам ДРУЗЬЯ БРАТЬЯ.

Итоги урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -6= -11+5, -7= -12+5
  • Выполнять последовательные примеры на абаке (199-6-6-6, -7-7-7)
  • Счет на скорость: Комбо 5 на абаке (от 5 сек до 3 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубок)
Деятельность преподавателя:
1.Комбо на абаке (Форсаж, 10 чисел, 2 сек, снижаем до 1 сек)
2.Комбо ментально (Форсаж, 7 чисел, скорость 2 сек, снижаем надо 1 сек)
3.Рандом + на абаке 10 чисел (от 3 сек до 1,5 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Актуализация формул КОМБО сложения
Изучение новой формулы -6=-11+5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня у нас начинается новая тема и последняя формула вычитания. Поставим на абаке 12. Нам нужно будет вычесть 6.
  • Вот именно здесь на помощь приходит формула КОМБО. Нам нужно стереть 11, а 5 поставить, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, одновременно спускаемся вниз
Задачи задания:
Изучить новую формулу -6=-11+5
Упражнение «Формула: -6=-11+5» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
-Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
11-6 (стираем 11, 5 ставим, получилось 5). Первую строчку примеров давайте выполним вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное вычитание 6» (5)
Деятельность преподавателя:
Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем вычитать 6, пока не дойдем до 0. Поставим 199.
Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
199-6-6-6… Каждый по очереди вычитает 6 от числа на абаке. Затем встают в конце очереди. И так змейкой перемещаясь, последовательно считают, пока на абаке не останется бусинок.

Задачи задания:
Смешанные формулы. Отработка
Упражнение «Комбо 6» в рабочих тетрадях (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Откроем рабочие тетради и потренируемся с вами. Справа на странице у вас есть лесенка с примерами, давайте первые 3 решим сейчас, а остальные вы попробуете выполнить дома.
  • У вас есть три примера, которые необходимо решить ментально. На абак можете смотреть и в воздухе мысленно примените новую формулу, запомните свой ответ и разукрасьте бусинки любым цветом.
Задачи задания:
Смешанные формулы, отработка на абаке
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы -7=-12+5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 12. Нам нужно будет вычесть 7.
  • Воспользуемся новой формулой КОМБО. Нам нужно стереть 12, а 5 написать, причем одновременно двумя руками. Итого, у нас получился ответ - 5.
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Змейка» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров вместе, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
12-7= 23-7=
13-7= 32-7=
14-7= 44-7=

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное вычитание 7» (5)
Деятельность преподавателя:
Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем вычитать 7, пока не дойдем до 0. Поставим 199.
Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
199-7-7-7… Каждый по очереди вычитает 6 от числа на абаке. Затем встают в конце очереди. И так змейкой перемещаясь, последовательно считают, пока на абаке не останется бусинок.

Задачи задания:
Смешанные формулы. Отработка
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
Деятельность преподавателя:
1.Комбо +- на абаке (Столбцы, 5 чисел, используемые числа 6,7)
2.Комбо-на абаке (Форсаж, используемые числа (6,7), 5 чисел, скорость 5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Тренировка формулы Комбо на скорость
Домашняя работа
Последовательные примеры 199-6-6-6, -7-7-7.. на абаке Рабочие тетради «Комбо 7» (приложение 4)
УРОК 55
Формула Комбо -8, -9
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -8= -13+5, -9= -14+5

Задачи:
  1. Научиться вычислять с использованием новой формулы вычитания Комбо
  2. Тренировка последовательных примеров (199-8-8…, 199-9-9…)
  3. Отработка скорости счета по изученным формулам ДРУЗЬЯ БРАТЬЯ, увеличение чисел в цепочке 10.
Итоги урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -8= -13+5, -9= -14+5
  • Выполнять последовательные примеры на абаке (199-6-6-6, -7-7-7)
  • Ментальный счет на скорость: друзья (3 сек), Братья+- (3 сек), Рандом+ (1,8 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Соревнование «Ментальный Турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейка кубок)
Деятельность преподавателя:
1. Друзья+- (Форсаж, 10 чисел, с 4 сек, до 2,5 сек)
2.Братья +- (Форсаж, 10 чисел, скорость 4 сек до 2,5 сек)
3.Рандом + 10 чисел (от 2 сек до 1,5 сек)

Деятельность учащихся:

Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.
Задачи задания:
Увеличение скорости счета по ранее изученным формулам БРАТ+ДРУГ
Изучение новой формулы -8=-13+5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня у нас начинается новая тема и последняя формула вычитания. Поставим на абаке 13. Нам нужно будет вычесть 8.
  • Вот именно здесь на помощь приходит формула КОМБО. Нам нужно стереть 13, а 5 поставить, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, одновременно спускаемся вниз и 13, и 5.
Задачи задания:
Изучить новую формулу -8=-13+5
Упражнение «Формула: -8=-13+5» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
14-8 (стираем 13, 5 ставим, получилось 6). Первую строчку примеров давайте выполним вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное вычитание 8» (5)
Деятельность преподавателя:
Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем вычитать 8, пока не дойдем до 0. Поставим 199.
Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
199-8-8-8… Каждый по очереди вычитает 6 от числа на абаке. Затем встают в конце очереди. И так змейкой перемещаясь, последовательно считают, пока на абаке не останется бусинок.

Задачи задания:
Смешанные формулы. Отработка
Упражнение «Комбо 6» в рабочих тетрадях (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Откроем рабочие тетради и потренируемся с вами. Справа на странице у вас есть лесенка с примерами, давайте первые 3 решим сейчас, а остальные вы попробуете выполнить дома.
  • У вас есть три примера, которые необходимо решить ментально. На абак можете смотреть и в воздухе мысленно примените новую формулу, запомните свой ответ и разукрасьте бусинки любым цветом.

Задачи задания:
Смешанные формулы, отработка на абаке
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы -9=-14+5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 14. Нам нужно будет вычесть 9.
  • Воспользуемся новой формулой КОМБО. Нам нужно стереть 14, а 5 написать, причем одновременно двумя руками. Итого, у нас получился ответ - 5.
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Змейка» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров вместе, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
14-9=
24-9=
34-9=

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное вычитание 9» (5)
Деятельность преподавателя:
Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем вычитать 9, пока не дойдем до 0. Поставим 199.
Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
199-9-9-9… Каждый по очереди вычитает 9 от числа на абаке. Затем встают в конце очереди. И так змейкой перемещаясь, последовательно считают, пока на абаке не останется бусинок.

Задачи задания:
Смешанные формулы. Отработка
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
Деятельность преподавателя:
1.Комбо +- на абаке (Столбцы, 5 чисел, используемые числа 6,7,8,9)
2.Комбо-на абаке (Форсаж, используемые числа (6,7,8,9), 5 чисел, скорость 5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Тренировка формулы Комбо на скорость
Домашняя работа
Последовательные примеры 199-8-8-8, -9-9-9.. на абаке Рабочие тетради «Комбо 9» (приложение 4)
УРОК 56
Смешанные формулы КОМБО
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать счет на абаке и ментальный счет по всем изученным формулам Комбо вычитание

Задачи:
  1. Считать на абаке смешанные формулы 1КОМБО (вычитание)
  2. Тренировка ментального счета по всем изученным формулам КОМБО на скорость
  3. Тренировка скоростного счета на абаке по всем формулам вычитания Комбо

Итоги урока:
  • Счет на абаке на время (5 чисел в цепочке) за 5 минут (15 примеров - обязательный минимум)
  • Ментальный счет КОМБО+- (5 чисел скорость от 5 сек до 3 сек) на аудиальном и визуальном уровнях
  • КОМБО+-на абаке 5 чисел (скорость от 3 сек до 1,8 сек) - 2 сек-обязательный минимум
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Игра «Рандом» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность учащихся:
Дети по очереди берут карточку, называют формулу, считаю пример (ментально).

Задачи задания: Игра на закрепление всех формул сложения и применения в ментальном счете
Упражнение «Счет на абаке» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по формулам Комбо, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях на абаке будем считать 5 чисел, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:
На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания: Повышение скорости счета на абаке по формулеКОМБО-
Упражнение «Столбцы. Ментально» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас разбейтесь на пары. У нас будет командное (парное) соревнование. Будем учиться считать ментально 5 чисел в цепочке. Вам могут попасться как Комбо+, так и вычитание.На платформе: Столбцы, 5 чисел, Комбо+-, колко-игроков 3-4 (в зависимости от кол-ва пар в группе
Деятельность учащихся:
В паре ментально решают пример, согласуют ответ, записывают на доске, поднимают вверх.

Задачи задания: Научиться применять изученные формулы вычитания при ментальном счете
Упражнение «Форсаж Друзья» (5 мин)
Деятельность преподавателя:
  • Сейчас мы будем работать над скорость счета на абаке. У нас будет 5 чисел и могут попасться как формулы сложения, так и формулы вычитания. Начнем мы с медленной скорости и постепенно будем ее увеличивать.
    На платформе: Форсаж, 5 чисел, Комбо (+-), скорость 3 сек

Деятельность учащихся:
2 человека на большом абаке, остальные на своих. На доске ведется счет правильных ответов, победитель получает кубок (наклейку).

Задачи задания: Актуализация и применение всех формул (КОМБО+-)
Упражнение «Последовательные примеры -6,-6» (3 м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 199. и будем вычитать 6 до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сначала потренируемся вместе со мной.
Деятельность учащихся:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 199 шестерки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания: Отработать смешанные формулы вычитания (БРАТ+ДРУГ+КОМБО)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «КОМБО+- на абаке» на компьютерах (индивидуальная работа) 10 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать на абаке и сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.

Деятельность детей: Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 3 секунды, до 1,8 (5 чисел). У кого получается быстро считать 5 чисел, ставим 10.

Задачи задания: Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Упражнение «КОМБО+- ментально» на компьютерах (индивидуальная работа) 10 минут
Деятельность преподавателя:
-А теперь будем учиться ментально считать на скорость.
На платформе: Форсаж, 5 чисел, скорость 5 сек, до 3,5 сек

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 5 секунд (5 чисел). У кого 3 +, поднимают руку, учитель переставляет скорость.

Задачи задания: Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Ментальный турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Братья - (Форсаж, 7 чисел, 1,5 сек, снижаем до 1,3 сек)
2. Друзья визуально (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)
3. Друзья на слух (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания: Развить скорость ментального счета на визуальном и аудиальном уровнях
Домашняя работа
Последовательные примеры-7,-7,-7, на платформе:форсаж , 5 чисел, КОМБО+- однозначные, скорость 3 сек
УРОК 57
Смешанные формулы КОМБО
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать счет на абаке и ментальный счет по всем изученным формулам Комбо вычитание, наращивая цепочку чисел от 5 до 10.

Задачи:
  1. Считать на абаке смешанные формулы КОМБО (вычитание)
  2. Тренировка ментального счета по всем изученным формулам КОМБО на скорость
  3. Тренировка скоростного ментального счета по всем формулам вычитания Комбо

Итоги урока:
  • Счет ментально на время (5 чисел в цепочке) за 5 минут (15 примеров - обязательный минимум)
  • Ментальный счет КОМБО+- (5 чисел скорость от 3 сек до 1 сек) на аудиальном и визуальном уровнях
  • КОМБО+-на абаке 10 чисел (скорость от 5 сек до 3,5 сек) - 3,5 сек-обязательный минимум, 5 чисел - 1,3 сек
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Игра «Комбо» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность детей: Дети по очереди берут карточку, называют формулу, считаю пример (ментально).

Задачи задания: Игра на закрепление всех формул вычитания КОМБО и применения в ментальном счете
Упражнение «Ментальный счет» 5 минут
Деятельность преподавателя:
Скоро нас ожидает экзамен по формулам Комбо, поэтому теперь мы начинаем работать над скоростью вычислений. В рабочих тетрадях ментально будем считать, время у нас - 5 минут.

Деятельность учащихся:
На абаке выполняют вычитание, таймер стоит на 5 минут (можно с музыкой)

Задачи задания: Повышение скорости счета на абаке по формулеКОМБО-
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубок)
Деятельность преподавателя:
1.Рандом + Двузначные (Форсаж, 3 чисел, 3 сек, снижаем до 2,3 сек)
2. Друзья- + Братья- (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)
3. Комбо - (на абаке) (Форсаж, 10 чисел, с 5 сек до 3,5)

Деятельность детей:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания: Актуализировать навык счета двузначных произвольных чисел и изученных ранее формул
Упражнение «Последовательные примеры -8,-8» (5 м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 299. и будем вычитать 8 до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сегодня по таймеру за минуту, сделаем 3 раза-лучший результат занесем в дневник.
Деятельность детей:
Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 299 восьмерки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Подготовка к экзамену (БРАТ+ДРУГ+КОМБО)
Упражнение «Последовательные примеры -9,-9» (5 м)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 399. и будем вычитать 9 до тех пор, пока не останется ни одной бусинки.
  • Сегодня по таймеру, сделаем 3 раза-лучший результат занесем в дневник.
Деятельность учащихся: Сначала ученики смотрят за движениями учителя, повторяя на своих маленьких абаках. Вместе с учителем медленно вычитают из 399 девятки, пока на абаке не останется 0.

Задачи задания:
Подготовка к экзамену
(БРАТ+ДРУГ+КОМБО)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «КОМБО+- на абаке» на компьютерах (индивидуальная работа) 10 минут
Деятельность преподавателя:
На доске я написала ваши имена и буду вести учет скоростей, которые вы будете проходить самостоятельно. Сейчас мы будем считать на абаке и сегодня нам надо хорошо продвинуться вперед и подготовиться к экзамену.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 2 секунды, до 1 сек (5 чисел). У кого получается быстро считать 5 чисел, ставим 10.

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Ментальный турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Братья - (Форсаж, 7 чисел, 1,5 сек, снижаем до 1,3 сек)
2. Друзья визуально (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)
3. Друзья на слух (Форсаж, 5 чисел, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Если в соревновании допущено 3 ошибки, выполняется дальше только на абаке!

Задачи задания:
Развить скорость ментального счета на визуальном и аудиальном уровнях
Домашняя работа
Последовательные примеры от 1 до 9 (вычитание), на платформе:форсаж , 10 чисел, КОМБО+- однозначные, скорость 2,5 сек