KinderMBa Teachers
Ментальная арифметика (30-44 уроки)
УРОК 30
Формула Комбо
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +8= +13-5, +9= +14-5

Задачи:
  1. Познакомиться с новой формулой (состав числа 13,14)
  2. Тренировка последовательных примеров (8+8+8…, 9+9+9…)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы и ранее изученных (формулы 5,10)

Результаты урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +8= +13-5, +9= +14-5
  • Выполнять последовательные примеры с использованием ранее изученных формул

Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность учителя:
1. Простые примеры. На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, скорость - 1 сек, 5 примеров)
2. Форсаж, БРАТЬЯ 7 чисел ментально, скорость 2,5 сек, решаем 5 примеров, снижая скорость на 0,3 сек
3. Форсаж. Друзья. 5 чисел ментально, скорость 4 сек.

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи урока:

Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1 секунды, снижение на 0,3
Изучение новой формулы +8=+13-5 (5 минут)
Деятельность учителя:
  • Поставим на абаке 5. Нам нужно будет прибавить 8. Раньше мы стирали 2 и писали 10, но сейчас у нас нет 2 бусинок снизу.
  • Вот именно здесь на помощь приходит формула КОМБО. Нам нужно написать 13, а 5 стереть, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 13 мы большими пальцами, а убираем 5 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками

Задачи задания:
Изучить новую формулу
+8=+13-5
Упражнение «Формула: +8=+13-5» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
6+8 (прибавляем 11, 5 стираем, получилось 12). Первую строчку примеров давайте выполним вместе.


Задачи урока:
Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное сложение 8» (5)
Деятельность преподавателя:
  • Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем прибавлять 8, пока не дойдем до 100.
    Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
+8+8+8… Каждый прибавляет 6 к предыдущему числу.

Задачи задания:
Смешанные формулы. Отработка
Упражнение «Комбо 8» в рабочих тетрадях (7 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
  • Откроем рабочие тетради и потренируемся с вами. Справа на странице у вас есть лесенка с примерами, давайте первые 3 решим сейчас, а остальные вы попробуете выполнить дома.
  • У вас есть три примера, которые необходимо решить ментально. На абак можете смотреть и в воздухе мысленно примените новую формулу, запомните свой ответ и разукрасьте бусинки любым цветом.

Задачи задания:
Смешанные формулы, отработка на абаке
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +9=+14-5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 5. Нам нужно будет прибавить 9. Раньше мы стирали 1 и писали 10, но сейчас у нас нет бусинок снизу.
  • Смотрим на формулу. Нам нужно написать 14, а 5 стереть, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 14 мы большими пальцами, а убираем 5 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Змейка» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров вместе, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
5+9= 45+9=
15+9= 35+9=
25+9= 85+9=

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Комбо 8» в рабочих тетрадях (7 минут)
Приложение 4
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и сделаем с вами колесо сложения. Итак, образец у нас есть, значит к каждому из этих чисел необходимо прибавить 9, ответ записать в зеленом окошке. выполняем на абаке.

Задачи задания:
Смешанные формулы, отработка на абаке
Соревнование «Последовательные примеры +9+9» (7-10 минут)
Деятельность преподавателя:
А сейчас подходите к абаку и разбейтесь на пары, кто с кем хочет соревноваться. Будем на скорость набирать 9. Вспоминаем, друг у нас 1, и изредка будет попадаться новая формула +14-5

Деятельность учащихся:
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Домашнее задание
Последовательные примеры 8+8+8, 9+9+9.. на абаке. Рабочие тетради «Комбо 9» (приложение 4)
УРОК 31
Формула Комбо
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать формулы на абаке и ментально +6=+11-5, +7=+12-5, +8= +13-5, +9= +14-5

Задачи:
Научиться видеть, различать и применять формулы при решении примеров
Отработать последовательные примеры +6, +7, +8, +9
Развить скорость счета на абаке с применением всех формул Комбо

Результаты урока:
Скорость счета на абаке по формулам Комбо - 3 секунды (минимум), 5-7 чисел в цепочке
Выполнять последовательные примеры с использованием ранее изученных формул на скорость
Ментально решать примеры с применением формул (2-3 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование «Турбосчет» (на выбывание)- 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Двузначные на абаке. На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 5 чисел, скорость - 4 сек, 5 примеров, снижаем на 0,5 сек)
2. БРАТЬЯ на абаке. Форсаж, 10 чисел, скорость 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек
3. ДРУЗЬЯ на абаке. 7 чисел, скорость 3 сек, снижаем на 0,3

Деятельность учащихся:
Считают на абаках, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10
Упражнение «Ментальный счет» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сегодня нам с вами нужно научиться считать ментально формулы Комбо. откроем наши тетради и давайте попробуем не на скорость, а на правильность выполнить задание.

Задачи задания:
Навык ментального счета по формуле Комбо
Соревнование «Последовательные примеры +6+6» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • На экзамене по сложению вам нужно будет набирать на абаке последовательно числа, причем за минуту нужно набрать определенную сумму, чтобы сдать экзамен.
  • Поэтому сегодня мы будем готовиться. У вас будут 3 попытки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.


Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник
(важно проверять ответ! Если мы набираем 6, то полученное число обязательно должно делиться на 6!)

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Соревнование «Последовательные примеры+7» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
(учителю важно проверять ответ! Если мы набираем 7, то полученное число обязательно должно делиться на 7!)

Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Счёт по кругу» (15 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
На доске я повесила для вас напоминание к формулам Комбо.
Откройте свои рабочие тетради, обнулите абак, возьмите карандаш.
Мы будем чередоваться, один из вас на большом абаке, второй ментально! Так будем перемещаться по кругу

Деятельность учащихся:
Работа динамическая.
1 ученик на большом абаке
2 ученик у доски ментально решает, остальные в рабочей тетради на маленьких абаках.

Задачи задания:
Отработка навыка счета разными способами (на абаке, ментально, двигательно).
Соревнование «Последовательные примеры +8+8» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Приготовились, будем прибавлять 8. У вас будут 3 попытки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
(Важно проверять ответ! Полученное число обязательно должно делиться на 8!)

Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Игра «МЕМО» (от 11-99) 10минут
Деятельность преподавателя:
Разложить карточки вверх рубашками. Необходимо найти пару - число и образ абака

Деятельность учащихся:
Дети по очереди переворачивают пары, запоминая образы и числа. Кто открывает число и совпадающий образ на абаке - забирает себе карточки

Задачи задания:
Игра на внимание и память. Позволяет запомнить образы чисел.
Домашнее задание
Последовательные примеры 8+8+8, 9+9+9.. на абаке. Рабочие тетради «Комбо. Ментально» (приложение 4)
УРОК 32
Рандомные числа. Все формулы сложения
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: научиться видеть, различать и правильно применять все формулы сложения на абаке.
Задачи:
  1. Тренировать ментальный счет по формулам Б+, Д+, Комбо на индивидуальных компьютерах
  2. Отработать последовательные примеры +2, +3, +4
  3. Развить скорость счета на абаке с применением всех формул Комбо
Результаты урока:
Скорость счета на абаке по формулам Комбо - 2 секунды (минимум), 5-7 чисел в цепочке
Выполнять последовательные примеры с использованием ранее изученных формул на скорость
Ментально решать примеры с применением формул (5 чисел в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование «Ментальный турбосчет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
1. Братья+ На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 7 чисел, скорость - 2,5 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
2. Друзья + Форсаж, 5 чисел, скорость 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек
3. Комбо+ . 3 числа, скорость 3,5 сек, снижаем на 0,3

Деятельность учащихся:
Считают ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета по ранее изученным формулам 5, 10 (подготовка к экзамену по сложению)
Соревнование «Последовательные примеры +2+2» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • На экзамене по сложению вам нужно будет набирать на абаке последовательно числа, причем за минуту нужно набрать определенную сумму, чтобы сдать экзамен.
  • Поэтому сегодня мы будем готовиться. У вас будут 3 попытки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник
(важно проверять ответ! Если мы набираем 2, то полученное число обязательно должность четным!)

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Упражнение «Счет рандомных чисел» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сегодня нам с вами нужно научиться быстро складывать на абаке любые числа, применяя разные формулы. Откроем наши тетради и давайте попробуем не на скорость, а на правильность выполнить задание.

Задачи задания:
Отработкавсех формул сложения
Соревнование «Последовательные примеры 3+3+3..» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.

Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Выставлены параметры (Форсаж, формула комбо, 5 чисел, скорость - 3 сек).
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, используя формулы Комбо, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Соревнование «Последовательные примеры +4+4» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Приготовились, будем прибавлять 4. У вас будут 3 попытки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.

Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Игра «Рандом»
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность учащихся:
Дети по очереди берут карточку, называют формулу, считаю пример (ментально).

Задачи задания:
Игра на закрепление всех формул сложения и применения в ментальном счете
Домашнее задание
Последовательные примеры+3+3+3, 4+4+4.. на абаке. Рабочие тетради «Комбо. Ментально»
УРОК 33
Рандомные числа. Все формулы сложения
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: развитие скорости счета на абаке с применением всех изученных формул, подготовить к экзамену

Задачи:
Тренировать ментальный счет по формулам Б+, Д+, Комбо на индивидуальных компьютерах
Отработать последовательные примеры +6, +7, +8
Развить скорость счета на абаке с применением всех формул сложения

Результаты урока:
Скорость счета на абаке по формулам Комбо - 1,8 секунды (минимум), 5-7 чисел в цепочке
Выполнять последовательные примеры с использованием ранее изученных формул на скорость (за минуту больше 200)
Ментально решать примеры с применением формул (5 чисел в цепочке)

Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
Деятельность преподавателя:
1. Братья+ На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, скорость - 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
2. Друзья + (Форсаж, 7 чисел, скорость 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
3. Комбо+ (7 числа, скорость 3 сек, снижаем на 0,3)
4. Рандом (Форсаж, 5 чисел, скорость 4 сек, снижаем на 0,3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10 (подготовка к экзамену по сложению)
Соревнование «Последовательные примеры +6+6» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • На экзамене по сложению вам нужно будет набирать на абаке последовательно числа, причем за минуту нужно набрать определенную сумму, чтобы сдать экзамен.
  • Поэтому сегодня мы будем готовиться. У вас будут 3 попытки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник
(важно проверять ответ! Полученное число должно делиться на 6!)

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Упражнение «Счет рандомных чисел» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сегодня нам с вами нужно научиться в уме складывать любые числа, применяя разные формулы. Откроем наши тетради и давайте попробуем не на скорость, а на правильность выполнить задание.

Задачи задания:
Тренировка ментального счета с использованием рандомных чисел
Соревнование «Последовательные примеры 7+7+7..» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.

Деятельность учащихся:
Считают 3 раза по 1 минуте, лучший результат заносится в дневник достижений и журнал.
Победитель получает кубок в дневник

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Выставлены параметры (Форсаж, формула комбо, 5 чисел, скорость - 2 сек).
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, используя формулы Комбо, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Соревнование «Ментальный Рандом»
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
  • Сейчас мы активно готовимся к нашему экзамену по сложению. Поэтому с сегодняшнего дня будем решать примеры на листочках по таймеру.
  • Подпишите свое имя на листочке, будем считать ментально в течение 3 минут.
Задачи задания:
Отработка ментального счета смешанных формул
Игра «Рандом»
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность учащихся:
Дети по очереди берут карточку, называют формулу, считаю пример (ментально).

Задачи задания:
Игра на закрепление всех формул сложения и применения в ментальном счете
Домашняя работа
Последовательные примеры+9+9+9,7+7+7.. на абаке. Рабочие тетради «Рандом. Ментально»
УРОК 34
Рандомные числа. Смешанные формулы сложения
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: развитие скорости ментального счета и счета на абаке с применением всех изученных формул, подготовка к экзамену по сложению.

Задачи:
Тренировать ментальный счет по отдельным формулам на индивидуальных компьютерах
Отработать скорость счета (визуальный и аудиальный уровень)
Увеличить скорость и количество чисел в цепочке (с 3 до 5)

Результаты урока:
Скорость счета на абаке (минимум 3 шага продвижения с последней скорости)
Ментально решать примеры с применением формул (5 чисел в цепочке)

Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Игра- разминка «Сложи по порядку» - 7 минут
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • В рабочей тетради у нас с вами есть игровое поле. Найдите кубок - это наш старт. У вас будет три попытки, чтобы дать правильный ответ. Необходимо эти числа сложить по кругу на абаке, записывая ответы карандашом в пустых клеточках.
  • После этого посчитайте на абаке первые 2 примера, которые записаны в строчку.

Задачи задания:
В игровом формате актуализировать знания всех формул сложения и применить их при счете на абаке
Соревнование «Последовательные примеры +1, +2» (3 минуты)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня мы ускоряемся, поэтому у вас будет только 1 попытка для сложения 1+1+1. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
  • Теперь набираем двойки. Приготовились.
Деятельность учащихся:
Считают 1 раз
Победитель получает кубок в дневник.
1 минута- 1+1+1+1…
2 минута - 2+2+2…..

Задачи задания:
Отработка ментального счета смешанных формул
Соревнование «Последовательные примеры +3, +4» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Сейчас будем прибавлять тройки и четверки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.


Деятельность учащихся:
Считают 1 раз
Победитель получает кубок в дневник.
1 минута-3+3+3…
2 минута - 4+4+4…..

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Выставлены параметры (Форсаж, формула комбо, 5 чисел, скорость - 1,5 сек).
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, используя формулы Комбо, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Упражнение «Рандом 5 чисел» (7 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Откроем наши тетради и давайте попробуем не на скорость, а на правильность выполнить задание. Сегодня у нас уже 5 чисел в цепочке, приготовьте абаки и начинаем. один из вас будет считать на большом абаке.

Задачи задания:
Тренировка счета произвольных чисел (5 чисел в цепочке)
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
Деятельность преподавателя:
1. Братья+ На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, скорость - 1,5 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
2. Друзья + (Форсаж, 7 чисел, скорость 1,8 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
3. Комбо+ (7 чисел, скорость 2 сек, снижаем на 0,3)
4. Рандом (Форсаж, 5 чисел, скорость 3 сек, снижаем на 0,3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10 (подготовка к экзамену по сложению)
Домашняя работа
Последовательные примеры+9+9+9,7+7+7.. на абаке. Рабочие тетради «Рандом. Ментально»
УРОК 35
Рандомные числа.Подготовка к экзамену
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: развитие скорости ментального счета и счета на абаке с применением всех изученных формул, подготовка к экзамену по сложению.

Задачи:
Тренировать ментальный счет по отдельным формулам на индивидуальных компьютерах
Отработать скорость счета (визуальный и аудиальный уровень)
Подготовить к итоговому экзамену по сложению

Итоги урока:
Скорость счета на абаке (минимум 3 шага продвижения с последней скорости)
Ментально решать примеры с применением формул (5 чисел в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Счет на абаке» на скорость по формуле Комбо (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сегодня у нас последнее занятие перед экзаменом, поэтому у нас будет супер-интенсив. Начнем с разогрева. У вас лежат листочки с примерами и карточки-помощники формул Комбо.
Считать будем на абаке по таймеру, кто закончит раньше, поднимает руку, я зафиксирую ваше время.

Задачи задания:
Подготовка к экзамену по формулам Комбо
Соревнование «Последовательные примеры +6, +7» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня мы ускоряемся, поэтому у вас будет только 1 попытка для сложения 6+6+6. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.
  • Теперь набираем двойки. Приготовились.
Деятельность учащихся:
2 ученика на большом абаке!
Считают 1 раз
Победитель получает кубок в дневник.
1 минута-6+6+6…
2 минута -7+7+7…..

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Тренировка «Ментальный Рандом» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Подпишите свое имя на листочке, будем считать ментально в течение 3 минут. Здесь у вас все формулы сложения.


Задачи задания:
Отработка ментального счета смешанных формул
Соревнование «Последовательные примеры +8, +9» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Сейчас будем прибавлять тройки и четверки. Я ставлю таймер на 1 минуту. Как только время закончится, назовите число, которое у вас получилось на абаке.

Деятельность учащихся:
Считают 1 раз
Победитель получает кубок в дневник.
1 минута- +8+8+8…
2 минута - 9+9+9…..

Задачи задания:
Отработка смешанных формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (20 минут)
Деятельность преподавателя:
Комбо ментально (Форсаж, формула комбо, 5 чисел, скорость - 2 сек).
Рандом ментально (форсаж, формула Рандом, 5 чисел, скорость - 3 секунды)
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, используя все формулы сложения, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 10 минут
Деятельность преподавателя:
1. Братья+ На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, скорость - 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
2. Друзья + (Форсаж, 7 чисел, скорость 2 сек, 5 примеров, снижаем на 0,3 сек)
3. Комбо+ (7 числа, скорость 3 сек, снижаем на 0,3)
4. Рандом (Форсаж, 5 чисел, скорость 4 сек, снижаем на 0,3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
Результаты счета заносятся в дневник успеха и журнал учителя.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10 (подготовка к экзамену по сложению)
Подведение итогов, фиксация результатов в дневниках и журнале учителя
УРОК 36
Экзамен по сложению
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: фиксация полученных знаний и вычислительного навыка на абаке и ментально

Задачи:

  1. Итоговый контроль сложения с переходом через 10 (40 примеров) 5 минут
  2. Итоговый контроль ментального счета (аудиальный уровень) 10 примеров (5 чисел в цепочке)
  3. Итоговый контроль ментального счета (визуальный уровень) на время (60 примеров)
Материалы на уроке
Для экзамена понадобится: абак, ручка (карандаш), листы с примерами (заранее напечатанные из приложения), бланк ответов для ментального счета, настольная игра «Турбосчет»

Упражнение «Последовательные примеры 1+1» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Подготовимся к экзамену, разогреем наши пальцы.

Деятельность учащихся:
Дети набирают единицы, пока не дойдут до 100. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи задания:
Разогреть пальцы рук. Подготовиться к экзамену
1 этап «Счет на абаке. Комбо» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Мы будем считать на абаке в течение 5 минут, если вдруг кто-то закончит раньше, поднимите руку.
  • Обнулите абак, положите лист перед собой, все лишнее со стола убираем.
Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложения в пределах 50
Перерыв двигательный на 3 минуты
2 этап. «Счет на абаке» на слух (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас будем считать на скорость, на экран можно не смотреть, числа вам будут произносить, ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ). (на платформе выставляем формулы Комбо, сложение, 7 чисел)
Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложение с использованием всех изученных формул
3 этап. «Ментальный счет» на слух (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).

Деятельность учащихся:
Ученики считают уме, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Контроль ментального счета 5 чисел в цепочке
Перерыв двигательный на 3 минуты
4 этап. «Ментальный счет» визуально (7 минут)
Приложение 3,4
Деятельность преподавателя:
Абаки наши давайте спрячем. Сейчас мы будем считать ментально. Точно также, у вас будет 5 минут. Ответы записываем в окошки.

Деятельность учащихся:
Ученики считают ментально, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Контроль ментального счета на визуальном уровне
УРОК 37
Формула 5. Брат 1-4
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -1= +4-5, -4=+1-5 на абаке, повысить скорость ментального счета по сложению рандомных чисел

Задачи:
Изучить формулы Братья вычитание
Тренировка ментального счета 10 рандомных чисел на абаке (на скорости с 4 сек до 2,3 сек)
Сложение двузначных чисел (2 числа) на абаке в пределах 100 с использованием всех формул

Итоги урока:
Использовать новую формулы БРАТЬЯ - в вычислениях на абаке -1= +4-5, -4=+1-5
Повышение скорости ментального счета сложение РАНДОМ (7 чисел с 3 сек до 2 сек)
Складывать на абаке Рандомные 10 чисел на скорости 2 секунды (обязательный минимум)
Складывать двузначные произвольные числа на абаке (2 числа, на правильность)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Игра-разминка UNO (5-7 мин)
(инструментарий: карточная игра UNO)
Деятельность преподавателя:
Есть одна интересная игра, сегодня мы начнем с нее. Только правила будут немного изменены под наш скоростной счет. Садимся в круг, берем абаки. В середине у нас стопка карт с числами. Открывать будем по кругу. Кто открыл карту прибавляет это число на абаке и говорит ответ (если ответ верный - карточку забирает себе), другие тоже считают на абаке, чтобы не сбиться.

Деятельность учащихся:
Ученики по очереди открывают карты с числами, которые нужно последовательно складывать на абаке. Если ошибается, отдает свою карту или. пропускает свой следующий ход.

Задачи задания:
В игровой форме отработать сложение однозначных рандомных чисел с применением всех изученных формул.
Упражнение «СТОЛБЦЫ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, двузначные, РАНДОМ, 2 числа)
  • Вы решаете на своих абаках, по очереди выходите к большому абаку.
Деятельность учащихся:
Ребята считают на своих абаках, ответ записывают на маркерных досках. Друг за другом выходят к большому абаку.

Задачи задания:
Тренировка счета двузначных рандомных чисел на абаке
Упражнение Форсаж «Ментальный счёт» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас мы ментально будем складывать числа. Формулы будут все. Ответ записываем на доске.
На платформе выставляем 7 чисел на скорости 3 сек
(Скорость понижаем до 2 секунд)

Деятельность учащихся:
Ученики считают в уме примеры 7 чисел в цепочке, ответы записывают на доске, поднимают наверх.

Задачи задания:
Тренировка скорости ментального счета РАНДОМНЫХ чисел
Изучение зеркальной формулы «Брат - 1» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 5, нам нужно вычесть 1. Есть ли у нас еще одна бусинка? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит наш братик. У 1 братик кто? (4), а теперь смотрите, та же самая формула, только теперь ЛИФТ НАВЕРХ: нам нужно братика написать, а 5 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно - +1, -1, +1, -1. Лифт вниз, лифт вверх.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Отработка формулы» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Наберем на всех спицах абака число 5. И теперь из каждой 5 нужно вычесть 1. У единицы брат 4. Пишем 4, 5 стираем. Движение «Лифт наверх».
Прибавляем на каждой спице до конца абака

Деятельность учащихся:
На абаках выставляют 5 на всех спицах, затем на каждой вычитают 1, используя формулу

Задачи задания:
Двигательная отработка новой формулы (закрепить правильное положение пальцев)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Выставлены параметры (Форсаж, произвольные числа 10 чисел, скорость - с 4 сек до 2,3 сек).
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Считают ментально, используя формулы Комбо, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Изучение зеркальной формулы «Брат - 1» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 5, теперь нам нужно вычесть 4. Есть ли у настолько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит наш братик. У 4 братик 1, а теперь смотрите, та же самая формула, только теперь ЛИФТ НАВЕРХ: нам нужно братика написать, а 5 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно - 4, +4, -4, +4 Лифт вниз, лифт вверх. Повторите на своих абаках

Деятельность учащихся:
Дети собирают свои вещи и подходят к учителю с дневником достижений

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Решение примеров с формулой -4 =+1-5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте вместе решим примеры, используя новую формулу:
5-4 (пишем 1, 5 стираем, одним движением «Лифт»)
6-4 (пишем 1, 5 стираем, одним движением «Лифт»)
7-4 (пишем 1, 5 стираем, одним движением «Лифт»)
8-4 (пишем 1, 5 стираем, одним движением «Лифт»)

Деятельность учащихся:
Дети подходят к абаку, внимательно смотрят и повторяют за учителем. По три человека у абака (1 слева, 2 справа, 3 - по центру)

Задачи задания:
Правильная постановка пальцев при выполнении новой формулы вычитания.
Упражнение «Брат 1-4» (7 минут) в рабочей тетради
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и попробуем самостоятельно решить примеры на своем абаке. По очереди выходим к большому абаку.

Задачи задания:
Отработка новой формулы вычитания
Домашнее задание
Олимпиадная тетрадь, рандомные числа на абаке (2 страницы) + онлайн платформа (Рандом, ментальный счет, 7 чисел скорость-2 секунды)
УРОК 38
Формула 5. Брат -2, -3
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -2= +3-5, -3=+2-5 на абаке, повысить скорость ментального счета по сложению рандомных чисел
Задачи:
Изучить формулы Братья вычитание -2= +3-5, -3=+2-5
Тренировка ментального счета 10 рандомных чисел на абаке (на скорости с 2 сек до 1,3 сек)

Итоги урока:
Использовать новую формулы БРАТЬЯ - в вычислениях на абаке -2= +3-5, -3=+2-5 без скорости
Повышение скорости ментального счета сложение РАНДОМ (7 чисел с 2 сек до 1,3 сек)
Складывать на абаке Рандомные 10 чисел на скорости 1,8 секунды (обязательный минимум)
Братья +- (1,4) на абаке - 5 чисел (3 сек - обязательный минимум)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1.Рандом на абаке (Форсаж, 10 чисел, 2 сек, снижаем до 1,8 сек)
2. Рандом ментально (Форсаж, сложение, 7 чисел, скорость 2 сек, снижаем надо 1,3 сек)
3. Братья +- на абаке (используемые числа: 1,4!): Форсаж, 5 чисел (от 5 сек до 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке и ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке и ментально по сложению и БРАТЬЯ +-
Упражнение «Послед. примеры -1..-1..-1» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня мы будем вычитать единицы, давайте наберем на абаке 9. -1,-1,-1,-1, дальше никак, формула БРАТЬЯ- 4 пишем, 5 стираем) -1,-1,-1,-1
  • А теперь парная работа, 2 человека подходят к абаку, соревнуемся, кто быстрее дойдет до 0. Победитель остается, к нему присоединяется следующий
Деятельность учащихся:
Повторяют на своих абаках за учителем.
Разбиваются на 2 команды, подходят к абаку и соревнуются по парам на демонстрационном абаке.
Победитель получает золотой кубок-наклейку в дневник

Задачи задания:
Тренировка скорости применения формул на абаке
Упражнение Форсаж «Ментальный счёт» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас мы ментально будем складывать числа. С формулой Братья 1,4 (вычитание)
На платформе выставляем 3 числа Братья +-, используемые числа 1 и 4!, на скорости 3 сек
(Скорость понижаем до 2 секунд)

Деятельность учащихся:
Ученики считают в уме примеры 3 числа в цепочке, ответы записывают на доске, поднимают наверх.

Задачи задания:
Тренировка скорости ментального счета БРАТЬЯ +- (1,4)
Изучение зеркальной формулы «Брат - 2» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 5, нам нужно вычесть 2. Есть ли у нас бусинки? Нет. У 2 братик кто? (3), внимание - ЛИФТ НАВЕРХ: нам нужно братика написать, а 5 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно - 2, -+2, -2, +2. Лифт вниз, лифт вверх.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Отработка формулы» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Наберем на всех спицах абака число 5. И теперь из каждой 5 будем вычитать 2. У двойки брат 3. Пишем 3, 5 стираем. Движение «Лифт наверх».
Вычитаем так по всем спицам абака.
Ученики делают самостоятельно на своих индивидуальных счетах

Деятельность учащихся:
На абаках выставляют 5 на всех спицах, затем на каждой вычитают 2, используя формулу

Задачи задания:
Двигательная отработка новой формулы (закрепить правильное положение пальцев)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение зеркальной формулы «Брат - 3» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 5, теперь нам нужно вычесть 3. Есть ли у настолько бусинок? У 3 братик 2, ЛИФТ НАВЕРХ: нам нужно братика написать, а 5 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно - 3, +3, -3, +3 Лифт вниз, лифт вверх. Повторите на своих абаках

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Решение примеров с формулой -3 =+2-5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте вместе решим примеры, используя новую формулу:
5-3 (пишем 2, 5 стираем, одним движением «Лифт»)
6-3 (пишем 2, 5 стираем, одним движением «Лифт»)
7-3 (пишем 2, 5 стираем, одним движением «Лифт»)

Деятельность учащихся:

Дети подходят к абаку, внимательно смотрят и повторяют за учителем. По три человека у абака (1 слева, 2 справа, 3 - по центру)

Задачи задания:
Правильная постановка пальцев при выполнении новой формулы вычитания.
Упражнение «Брат 1-4» (7 минут) в рабочей тетради
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и попробуем самостоятельно решить примеры на своем абаке. По очереди выходим к большому абаку.

Задачи задания:
Отработка новой формулы вычитания
Работа на компьютерах (15 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Выставлены параметры (Форсаж, Братья+-, 5 чисел, скорость - с 5 сек до 2,5 сек).
- Заполняем каждую пройденную скорость плюсами, как только 3 плюса будет, поднимайте руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:

Считают ментально, используя формулы Комбо, постепенно повышая скорость счета.

Задачи задания:
Индивидуальное повышение скорости счета
Домашняя работа
Олимпиадная тетрадь, рандомные числа на абаке (2 страницы) + онлайн платформа (Столбцы, Братья+- на абаке, 5 чисел, 10 примеров)
УРОК 39
Братья 1-4. Вычитание
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать все формулы вычитания 1-4, 2-3 на абаке и ментально

Задачи:
Двузначные числа складывать в пределах 200 (2 числа в цепочке)
Тренировка ментального счета по всем формулам вычитания Братья (5 чисел)
Повышение скорости счета на абаке с применением формулы 5 (10 чисел)
Сложение однозначных чисел с применением всех формул сложения (игровой формат)

Итоги урока:
Братья +- счет на абаке 10 чисел (2,5 - обязательный минимум).
Повышение скорости ментального счета Братья+- (5 чисел - 3 сек).
Сложение двузначных произвольных чисел в пределах 200 на абаке (цепочка из 2 чисел) - на правильность
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Счет на время двузначные числа» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Начнем наше занятие с разминки. Приготовьте абаки, карандаши, включу таймер и с сегодняшнего дня мы будем считать двузначные числа с использованием всех формул сложения сегодня

Задачи задания:
Отработать вычисления с переходом через 10, 50, 100
Упражнение «Братья ментально» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
В рабочих тетрадях давайте выполним примеры с новой формулой ментально. Ответ вам нужно будет разукрасить, поэтому приготовьте цветные карандаши

Деятельность учащихся:
Применение новой формулы ментально
Упражнение «СТОЛБЦЫ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, 2 игрока, Братья+-, 5 чисел)
  • Разобьемся на пары. Устроим соревнование в паре. 1 игрок считает 1 столбец, 2 игрок - 2 столбец. Вы решаете на 1 пример на абаке, следующий ментально, ответ записываете на доске, поднимаете вверх. На листочке ведем счет, ставим себе плюс- если правильный ответ.
Деятельность учащихся:
На экране появляются 2 столбца с примеры 5 чисел в цепочке. Ученики соревнуются в паре. Чередуют ментальный счет счет на абаке. Самостоятельно ведут счет правильных и неправильных ответов.

Задачи задания:
Тренировка вычислений с применением новой формулы Братья вычитание
Соревнование «Турбосчет» - 7 минут
инструментарий: наклейки кубков
Деятельность преподавателя:
1.Братья +-на абаке (Форсаж, 10 чисел, 4 сек, снижаем до 2,5 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 3 числа, скорость 4,5 сек, снижаем надо 3 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке и ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В соревновании определяются победители, которые получают кубки.

Задачи задания:
Развить навык быстрого счета на а баке и ментально по формуле Братья+-
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула Братья +-» на индивидуальных компьютерах (20 минут)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать каждый на своем компьютере. Я вам все подготовила, обратите внимание, перед вами лежит лист, на котором отмечены скорости, ваша задача за каждый правильный ответ ставить себе +.
На платформе выставляем параметры: Форсаж, Братья+-, 10 чисел на абаке с 2,3 до 1,5 сек

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 2,3 секунд (5 чисел). Как только есть 3 правильных ответа, поднимают руку, учитель переставляет скорость.

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы на абаке
Игра UNO (5-7 мин)
Деятельность преподавателя:
Есть одна интересная игра, сегодня мы начнем с нее. Только правила будут немного изменены под наш скоростной счет. Садимся в круг, берем абаки. В середине у нас стопка карт с числами. Открывать будем по кругу. Кто открыл карту прибавляет это число на абаке и говорит ответ (если ответ верный - карточку забирает себе), другие тоже считают на абаке, чтобы не сбиться.

Деятельность учащихся:
Ученики по очереди открывают карты с числами, которые нужно последовательно складывать на абаке. Если ошибается, отдает свою карту или. пропускает свой следующий ход.

Задачи задания:
В игровой форме отработать сложение однозначных рандомных чисел с применением всех изученных формул.
Домашнее задание
В рабочей тетради 1 страница примеров Братья+-, 2 страница - ментальный счет Братья+- (3 числа).
На платформе: Рандом (Форсаж, 10 чисел на абаке, скорость 2,5), Рандом (5 чисел ментально - скорость 3 сек)
УРОК 40
Братья 1-4. Вычитание
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: увеличить скорость счета по формуле Братья вычитания 1-4, 2-3 на абаке и ментально

Задачи:
Тренировка ментального счета по всем формулам вычитания Братья (5 чисел)
Повышение скорости счета на абаке с применением формулы 5 (10 чисел) - 2 сек - обязательный минимум
Ментальное сложение однозначных чисел с применением всех формул Братья+- (игровой формат)

Итоги урока:
Братья +- счет на абаке 10 чисел (2,5 - обязательный минимум).
Повышение скорости ментального счета Братья+- (5 чисел - 3 сек).
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Разминка «Счет на время Б+» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Следующие 2 занятия мы будем с вами готовиться к сдаче экзамена по формуле Братья. Поэтому сегодня начнем со счета на скорость.
  • Я включу таймер, у вас будет 3 минуты, чтобы решить примеры на абаке. Если кто-то закончит раньше, поднимите руку, я запишу Ваше время.
Задачи задания:
Постепенная подготовка к экзамену по формуле Братья-
Упражнение «Лабиринт» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
В рабочих тетрадях давайте с вами пройдем лабиринт. он непростой. Вам не только нужно найти дорожку к меду, но еще по пути собрать числа (только те, которые именно на вашей дорожке!). После того, как Вы обведете все числа, их нужно будет сложить на абаке, а ответ записать под горшочком с мёдом.

Задачи задания:
Применение новой формулы ментально
Упражнение «СТОЛБЦЫ ментально» (5-7 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, Братья+-, 5 чисел) 7-10 примеров
Ментально считаем пример из 5 чисел, ответ записываете на доске, поднимаете вверх. На доске я буду вести счет, играем на выбывание. Кто ошибется дважды, считает на абаке!

Деятельность учащихся:
Ученики считают ментально. Ответ записывают. После 2 ошибок переходят на абак продолжают считать.
По результатам 7-10 примеров определяется победители 1,2,3 место

Задачи задания:
Ментальный счет без скорости, направленный на точность и правильность вычислений
Соревнование «Турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубки)
Деятельность преподавателя:
1.Братья +-на абаке (Форсаж, 10 чисел, 2,5 сек, снижаем до 1,8 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 3 числа, скорость 2,5 сек, снижаем надо 1,8 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке и ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В соревновании определяются победители, которые получают кубки.

Задачи задания:
Развить навык быстрого счета на а баке и ментально по формуле Братья+-
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Ментальный счет Братья +-» (20 мин)

Парное соревнование, 1 компьютер на двоих!
Деятельность преподавателя:
Сейчас вы будете работать в паре. У вас один компьютер на двоих. Программа сама будет вести счет каждого игрока, как только вы наберете 3 правильных ответа, переставляйте скорость на следующую у себя.
На платформе выставляем параметры: Форсаж, 2 игрока, Братья+-, 5 чисел ментально с 4 сек до 2 сек

Деятельность учащихся:
Парная работа на компьютере.
На доске учителя отмечаются результаты каждого ученика.
Кубок получают все, кто дойдет до скорости 2 сек! (отдельно эта скорость сдается учителю для контроля и подверждения результата)

Задачи задания:
Развитие коммуникативного взаимодействия в процессе ментального счета. Повышение мотивации за счет соревновательного эффекта.
Игра «Прыгай и считай» (5-7 мин)
(инструментарий: коврик-напольный абак)
Деятельность преподавателя:
А сейчас будем с вами считать руками (ментально) прыгая на те бусинки, которые обозначают ответ. Если у вас в ответе задействована 1 бусинка (1,2,3,4,5), тогда стоим на одной ноге, если в ответе (6,7,8,9), тогда прыгаем сразу надвое бусинки, которые отражают это число.
На платформе выставляем параметры: Форсаж, Братья+-, 5 чисел ментально на скорости 2,5 сек

Деятельность учащихся:
3 ученика встают на коврик, 1 слева, второй справа, третий посередине. Пример считают ментально на слух, как только получили ответ, прыгают на соответствующие бусинки. Остальные учащиеся следят за правильностью. Затем меняются местами.

Задачи задания:
Двигательный ментальный счет в игровой форме закрепить ментальный счет Братья +-
Домашнее задание
В рабочей тетради 1 страница примеров Рандом на абаке, 2 страница - ментальный Рандом (5 чисел).На платформе: Братья+-(Форсаж, 10 чисел на абаке, скорость 2,5), Братья+-(5 чисел ментально - скорость 2,5 сек)
УРОК 41
Братья 1-4. Вычитание
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: подготовить к сдаче экзамена по вычитанию (формула Братья)

Задачи:
Тренировка ментального счета по всем формулам вычитания Братья (5 чисел)
Повышение скорости счета на абаке с применением формулы 5 (10 чисел) - 2 сек - обязательный минимум
Ментальное сложение однозначных чисел с применением всех формул сложения в пределах 50 (игровой формат)

Итоги урока:
Братья +- счет на абаке 10 чисел ( 2 сек - обязательный минимум).
Повышение скорости ментального счета Братья+- (5 чисел - с 2,5 до 1 сек).
Двузначные произвольные числа в пределах 50 - правильное выполнение на абаке (2 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Разминка «Счет на время Б+» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня начнем с ментального счета на скорость.
  • Я включу таймер, у вас будет 3 минуты, чтобы решить примеры в уме. Если кто-то закончит раньше, поднимите руку, я запишу Ваше время.
Задачи задания:
Подготовка к экзамену.
Упражнение «Змейка РАНДОМ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Подходим к абаку, делимся на две команды. Встаем друг за другом в 2 шеренги. Первая команда с левой стороны абака, вторая - с правой. Сейчас я включу пример, считаем на слух, кто у абака, прибавляет число и бежит в конец своей команды

Деятельность учащихся:
Ученики на слух решают примеры, постоянно сменяя друг друга. Как только пример заканчивается, проверяем ответ, отмечаем на доске.

Задачи задания:
Двигательная разгрузка + активизация межполушарного взаимодействия.
Упражнение «Столбцы Рандом Двузначные» (5-7 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, Рандом, 2 числа - двузначные ) 7-10 примеров
  • Считаем пример из 2 чисел, здесь все формулы сложения На доске я буду вести счет правильных ответов.
Деятельность учащихся:
Считают на абаках, ответ записывают на доске.

Задачи задания:
Счет в пределах 200 на абаке (все формулы сложения)
Соревнование «Турбосчет» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1.Братья +-на абаке (Форсаж, 10 чисел, 2 сек, снижаем до 1,3 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 5 числа, скорость 1,8 сек, снижаем надо 1 сек)

Деятельность учащихся:
Считают на абаке и ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В соревновании определяются победители, которые получают кубки.

Задачи задания:
Развить навык быстрого счета на а баке и ментально по формуле Братья+-
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Ментальный счет Братья +-» (20 мин)

Парное соревнование, 1 компьютер на двоих!
Деятельность преподавателя:
  • Сейчас вы будете работать в паре. У вас один компьютер на двоих. Программа сама будет вести счет каждого игрока, как только вы наберете 3 правильных ответа, переставляйте скорость на следующую у себя.
На платформе выставляем параметры: Форсаж, 2 игрока, Братья+-, 5 чисел ментально с 2,5 сек до 1 сек

Деятельность учащихся:
Парная работа на компьютере.
На доске учителя отмечаются результаты каждого ученика.
Кубок получают все, кто дойдет до скорости 1 сек! (отдельно эта скорость сдается учителю для контроля и подверждения результата)

Задачи задания:
Развитие коммуникативного взаимодействия в процессе ментального счета. Повышение мотивации за счет соревновательного эффекта.
Игра «Прыгай и считай» (5-7 мин)
(инструментарий: коврик-напольный абак)
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас будем с вами считать руками (ментально) прыгая на те бусинки, которые обозначают ответ. Если у вас в ответе задействована 1 бусинка (1,2,3,4,5), тогда стоим на одной ноге, если в ответе (6,7,8,9), тогда прыгаем сразу надвое бусинки, которые отражают это число. Если число двузначное, добавляем руки
    На платформе выставляем параметры: Форсаж, Рандом +, 5 чисел ментально на скорости 2,5 сек

Деятельность учащихся:
2 ученика встают на коврик, 1 слева, второй справа. Пример считают ментально на слух, как только получили ответ, прыгают на соответствующие бусинки. Остальные учащиеся следят за правильностью. Затем меняются местами.

Задачи задания:
Двигательный ментальный счет в игровой форме закрепить ментальный счет в пределах 50 на все формулы сложения
Домашнее задание
В рабочей тетради 1 страница примеров Рандом ДВУЗНАЧНЫЕ на абаке.
На платформе: Братья+-(Форсаж, 10 чисел на абаке, скорость 2 сек), Братья+-(5 чисел ментально - скорость 1,5 сек)
УРОК 42
Экзамен по вычитанию. Братья -
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: фиксация полученных знаний и вычислительного навыка на абаке и ментально по формуле 5

Задачи:
Итоговый контроль Вычитания по формуле БРАТЬЯ- (40 примеров) 5 минут
Итоговый контроль ментального счета по формуле БРАТЬЯ- (аудиальный уровень) 10 примеров (5 чисел в цепочке)
Итоговый контроль ментального счета (визуальный уровень) на время (60 примеров)
Для экзамена понадобится:
абак, ручка (карандаш), листы с примерами (заранее напечатанные из приложения), бланк ответов для ментального счета, настольная игра «UNO»
Упражнение «Последовательные примеры 2+2» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Подготовимся к экзамену, разогреем наши пальцы.

Деятельность учащихся:
Дети набирают единицы, пока не дойдут до 100. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи задания:
Разогреть пальцы рук. Подготовиться к экзамену
1 этап «Счет на абаке. Братья-» (7 минут)
Приложение 1,2
Деятельность преподавателя:
  • Мы будем считать на абаке в течение 5 минут, если вдруг кто-то закончит раньше, поднимите руку.
  • Обнулите абак, положите лист перед собой, все лишнее со стола убираем.
Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Итоговый контроль по сложению и вычитанию по формуле 5
Перерыв двигательный на 3 минуты
2 этап. «Счет на абаке» на слух (7 минут)
Приложение 5
Деятельность преподавателя:
  • А сейчас будем считать на скорость, на экран можно не смотреть, числа вам будут произносить, ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ). (на платформе выставляем формулы Братья+-, 10 чисел)

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Итоговый контроль счета на абаке по формуле 5 (сложение и вычитание)
Перерыв двигательный на 3 минуты
3 этап. «Ментальный счет» на слух (7 минут)
Приложение 6
Деятельность преподавателя:
Ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).

Деятельность учащихся:
Ученики считают уме, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Контроль ментального счета 5 чисел в цепочке
Перерыв двигательный на 3 минуты
4 этап. «Ментальный счет» визуально (7 минут)
Приложение 3,4
Деятельность преподавателя:
Абаки наши давайте спрячем. Сейчас мы будем считать ментально. Точно также, у вас будет 5 минут. Ответы записываем в окошки.

Деятельность учащихся:
Ученики считают ментально, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Контроль ментального счета на визуальном уровне
Перерыв двигательный на 3 минуты
Игра «UNO»
резервное задание
Игра в классическом варианте (по правилам).
Примечание для преподавателя:
Ответы к заданиям, нормативы прохождения экзамена находятся в папке
«Экзаменационные материалы»
УРОК 43
Сложение двузначных чисел
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать вычисления двузначных чисел в пределах 200, используя все формулы сложения

Задачи:
Тренировка ментального счета по всем формулам сложения ( 2 числа цепочке)
Повышение скорости счета на абаке с применением всех формул сложения с переходом через 50,100
Оперирование трехзначными числами - на правильность.

Итоги урока:
  • Ментальный счет произвольных двузначных чисел в пределах 100 (2 числа в цепочке).
  • Повышение скорости ментального счета простых двузначных чисел (5 чисел - с 2,5 до 1,3 сек).
  • Двузначные произвольные числа в пределах 5200 - правильное выполнение на абаке (2 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Разминка «Лабиринт» (5 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня мы посвятим наше занятие двузначным числам, научимся складывать и получать ответе трехзначные числа.
  • Начнем с лабиринта.Откройте свои рабочие тетради, сегодня у нас голодный зайка, которому очень хочется поесть морковки. Найдите путь, проведите линию и все числа на вашем пути обведите. Их нужно будет сложить на абаке, ответ записать в окошке рядом с морковками.
Задачи задания: научиться правильно вычислять на абаке примеры с переходом через 50,100
Упражнение «Столбцы Рандом Двузначные» (5-7 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, Рандом, 2 числа - двузначные ) 7-10 примеров
  • Считаем пример из 2 чисел, здесь все формулы сложения На доске я буду вести счет правильных ответов.
Деятельность учащихся:
Считают на абаках, ответ записывают на доске.

Задачи задания: Счет в пределах 200 на абаке (все формулы сложения)
Упражнение «Счет на абаке» (10 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Попробуем самостоятельно решить такие примеры на абаке.По одному подходим к большому абаку, будем решать вместе.
  • Это задание на правильность, а лена скорость, поэтому не торопимся, делаем медленно и следим за руками.

Задачи задания: Отработка правильного движения рук при счете на абаке, используя все формулы сложения.
Соревнование «Турбосчет» - 5 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
Двузначные простые примеры (3 чисел).
-Сейчас будут простые числа, без формул. Посчитаем на скорость ментально. Приготовьте 2 руки, можете закрыть глазки - отдохнуть
На платформе выставляем параметры (Форсаж, простые числа, 2 числа - двузначные ) 5-7 примеров, на скорости от 2,5 до 1,3

Деятельность учащихся:
Считают ментально, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В соревновании определяются победители, которые получают кубки.

Задачи задания: Развить навык быстрого счета простых двузначных чисел без формул
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Ментальный счет» (10 мин)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
  • Сейчас работа тоже будет на правильность, мы научимся к двузначному числу прибавлять однозначное, мысленно применяя все формулы сложения.
  • Буду подходить к каждому из вас по очереди и смотреть, как вы двигаете пальцами по воображаемому абаку.

Задачи задания: Научиться мысленно оперировать двузначными числами, применяя формулы сложения.
Игра «Рандом» (10-15 мин)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Садимся в круг, по очереди берем карточку, переворачиваем, смотрим пример, называем формулу, даем ответ. Если формулу назвал верно - карточку забираешь себе, а если еще и ответ дал правильный, из второй стопки берешь себе медальку.

Деятельность детей: Дети по очереди берут карточку, считаю пример (ментально). Если ответ неверный, пересчитывают на абаке!

Задачи задания: Игра на закрепление всех формул сложения и применения в ментальном счете
Упражнение «Колесо сложения»» (5-7 мин)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Внимание, задание на кубок. Перед вами колесо с числами, вам нужно к 43 последовательно (по кругу) прибавлять разные числа, ответ записывать в зеленых окошечках. Если ошибок не будет - вы получаете золотой кубок, 1 ошибка- серебряный, 2 ошибки - бронзовый. Считаем на абаке, не торопимся.

Задачи задания: Задание повышенной сложности для определения уровня освоения темы.
Домашнее задание
В рабочей тетради 1 страница примеров Рандом ДВУЗНАЧНЫЕ на абаке.На платформе: Братья+-(Форсаж, 10 чисел на абаке, скорость 1,5 сек), Братья+-(5 чисел ментально - скорость 1,3 сек)
УРОК 44
Формула 10. Друзья -9, -1
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы -9= +1-10, -8= +2-10

Задачи:
Познакомиться с новой формулой, правильно поставить движение пальцев лево и правой руки
Тренировка ментального счета по изученным формулам (ускорение и наращивание кол-ва чисел в цепочке)

Итоги урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке -9= +1-10, -8= +2-10
  • Двузначные простые числа (+—) 5 чисел ментально (4 сек-обязательный минимум)
  • Ментальный счет БРАТЬЯ-, 7 чисел (от 4 до 3 сек), РАНДОМ сложение 10 однозначных чисел (от 4,5 до 3,5 сек)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Соревнование-разминка «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
-Разбиваемся на две команды, смотрим и запоминаем трехзначное число, которое появится на экране.
На платформе выставляем 2 игрока, ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 2 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность детей: внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания: перевод образа в четырехзначные числа, научиться правильно записывать числа
Упражнение -загадка «Кто это?» (10 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
  • В рабочих тетрадях разгадаем загадку. Сначала нам нужно ментально посчитать примеры и в желтые окошки записать ответы, а после этого мы будем соединять точки друг за другом, как идут наши примеры и только тогда мы узнаем, кто же спрятался за этими цифрами?
  • Может быть у вас есть предположения?
Задачи задания: Примеры не в столбик, а в строчку, что позволяет эффективно готовить к классическим примерам начальной школы
Изучение новой формулы -9= +1-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 12, нам нужно вычесть 9. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 9 друг кто? (1), а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (1) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 1 поднимаем большим пальцем- делаем это движение одновременно двумя руками.

Деятельность детей:
Это зеркальная формула, которую ученики уже знают, смотрите +9, -9, +9, -9

Задачи задания: Правильно поставить пальцы при выполнении этой формулы
Упражнение «Друг 9-1» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. Решим с вами только первые 10 примеров на абаке. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.

Деятельность детей:
Отработка формулы (решение 10 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы на абаке. Закрепление движений правой и левой руки.
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы -8= +2-10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Наберем на абаке 11, нам нужно вычесть 8. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 8 друг 2, а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (2) написать, а 10 стереть. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, опускаем 10 мы указательным пальцем, а 2 поднимаем большим пальцем- делаем это движение одновременно двумя руками.

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 8-2» в рабочей тетради (5 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться. Решим с вами только первые 10 примеров на абаке. По одному выходите к большому абаку, будем тренироваться вместе.

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Соревнование «Турбосчет на абаке» - 7 минут
(инструментарий: наклейки кубка)
Деятельность преподавателя:
1. Рандом ментально (Форсаж, сложение 10 чисел, 4,5 сек, снижаем до 3,5 сек)
2. Братья ментально (Форсаж, 7 чисел, скорость 4 сек, снижаем надо 3 сек)
3.Двузначные простые числа 5 чисел (от 4 сек до 3,5

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания:
Отработка скорости счета на абаке по ранее изученным формулам 5, 10. Наращивание кол-ва чисел в цепочке - развитие устойчивости и концентрации внимания
Игра «Прыгай и считай» (5-7 мин)
(инструментарий: коврик-напольный абак)
Деятельность преподавателя:
А сейчас будем с вами считать руками (ментально) прыгая на те бусинки, которые обозначают ответ. Я буду сама проговаривать вам вслух пример из 2 чисел, как только вы получите ответ, встаньте на соответствующие бусинки
10-9, 13-9, 15-9, 17-9, 10-8, 12-8, 11-9, 11-8

Деятельность учащихся:
3 ученика встают на коврик, 1 слева, второй справа, третий посередине. Пример считают ментально на слух, как только получили ответ, прыгают на соответствующие бусинки. Остальные учащиеся следят за правильностью. Затем меняются местами.

Задачи задания:
Двигательный счет в игровой форме начать ментальный счет по новым формулам вычитания
Домашняя работа
Доделать 2 страницы в рабочей тетради (примеры с 11 по 20)