KinderMBa Teachers
Ментальная арифметика (16-29 уроки)
УРОК 16
Братья 1-4. Подготовка к экзамену
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать все формулы сложения 1-4, 2-3 на абаке и ментально, подготовиться к экзамену

Задачи:
  1. Ментальный счет 5 чисел в цепочке с использованием формул (письменно)
  2. Тренировка ментального счета простых примеров (8 чисел)
  3. Двузначные числа (сложение и вычитание 3 чисел в цепочке)
  4. Б+ на абаке 10 чисел на скорости 5 секунд

Результаты урока:
Ментально считать 5 чисел в цепочке, используя все формулы сложения «Братья 1-4»
Ментально считать простые примеры (7 чисел в цепочке на скорости 1,5-1 сек)
Повышение скорости счета на абаке (10 чисел в цепочке, старт скорости - 5 сек) минимум до 4 сек
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Разминка «Ментальный счет на время Б+» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность учителя:
Сегодня мы будем готовиться ко второму экзамену. Начнем наше занятие с разминки. Приготовьте карандаши, я включу таймер и мы начнем считать. Кто закончит раньше, поднимите руку, я зафиксирую ваше личное время.

Деятельность учащихся:
Выполняют задание по таймеру. Как только закончили, поднимают руку, учитель фиксирует на доске время каждого ученика.
Таймер можно включить на проекторе под музыку.

Задачи задания:
оттачивание навыка быстрого счета (подготовительная работа к будущим олимпиадам)
Упражнение Форсаж «Ментальный счёт» на время (5 мин)
Деятельность учителя:
Тем временем мы ускоряемся, сегодня будем считать 10 чисел в цепочке.
На платформе выставляем 8 чисел на скорости 1,5 сек
(Скорость понижаем последовательно на 0,3 секунд)

Деятельность учащихся:

Ученики считают в уме примеры 10 чисел в цепочке, ответы записывают на доске

Задачи задания:
Тренировка ментального счета 1-9 на скорость
Упражнение «Последовательные примеры» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Вспомним, как мы с вами набирали единицы, давайте разогреем наши пальцы и мозг.

Деятельность учащихся:
Дети набирают единицы, пока не дойдут до 49. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи урока:
Подготовка к экзамену, отработка формулы
Упражнение «Формула 5 на абаке» на индивидуальных компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать каждый на своем компьютере. Я вам все подготовила, обратите внимание, перед вами лежит лист, на котором отмечены скорости, ваша задача за каждый правильный ответ ставить себе +. Как только вы наберете 3 правильных ответа, поднимайте руку и я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 7 секунд (10 чисел)

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Формула 5 ментально» на индивидуальных компьютерах (10 минут)
Деятельность преподавателя:
Сейчас мы будем работать каждый на своем компьютере. Я вам все подготовила, обратите внимание, перед вами лежит лист, на котором отмечены скорости, ваша задача за каждый правильный ответ ставить себе +. Как только вы наберете 3 правильных ответа, поднимайте руку и я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на своих компьютерах на абаке. Начиная со скорости 7 секунд (5 чисел)

Задачи задания:
Развитие быстрого навыка счета с применением новой формулы
Соревнование «Форсаж. Двузначные числа» (10 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе вытравляем параметры: форсаж, простые двузначные числа, 3 числа в цепочке, скорость 5 сек

Приготовьте абаки и на сегодня последнее у нас с вами задание. здесь мы определим с вами победителей (1,2,3 место)

Деятельность учащихся:
Считают двузначные числа, ответы записывают на доске, поднимают вверх

Задачи задания:
Развитие скорости вычисления двузначных чисел
Подведение итогов занятия
УРОК 17
Формула 5. Двузначные числа. Экзамен
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: фиксация полученных знаний и вычислительного навыка на абаке и ментально

Задачи:
  1. Итоговый контроль сложения и вычитания двузначных чисел на абаке (20 примеров) 5 минут
  2. Итоговый контроль ментального счета (аудиальный уровень) 10 примеров (3 числа в цепочке)
  3. Итоговый контроль ментального счета (визуальный уровень) на время (60 примеров)
Материалы на уроке
Для экзамена понадобится: абак, ручка (карандаш), листы с примерами (заранее напечатанные из приложения), бланк ответов для ментального счета, настольная игра «Фрукты 10»

Упражнение «Последовательные примеры» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Вспомним, как мы с вами набирали единицы, давайте разогреем наши пальцы и мозг.

Деятельность учащихся:
Дети набирают единицы, пока не дойдут до 49. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи задания:
Разогреть пальцы рук. Подготовиться к экзамену
1 этап «Счет на абаке. Двузначные числа» (7 минут)
Приложение 1.2
Деятельность преподавателя:
Мы будем считать на абаке в течение 5 минут, если вдруг кто-то закончит раньше, поднимите руку.
Обнулите абак, положите лист перед собой, все лишнее со стола убираем.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложения и вычитания двузначных чисел на абаке
Перерыв двигательный на 3 минуты
2 этап. «Счет на абаке Б+» на слух (7 минут)
Приложение 5
Деятельность преподавателя:
А сейчас выбудем считать на скорость, на экран можно не смотреть, числа вам будут произносить, ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).
(на платформе выставляем формулы Братья, сложение, 5 чисел)


Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложение с использованием всех формул 5
Перерыв двигательный на 3 минуты
3 этап. «Ментальный счет. Братья» на слух (7 минут)
Приложение 6
Деятельность преподавателя:
Ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).

Деятельность учащихся:
Ученики считают уме, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Контроль ментального счета 3 числа в цепочке
Перерыв двигательный на 3 минуты
4 этап. «Ментальный счет. Братья» визуально (7 минут)
Приложение 3,4
Деятельность преподавателя:
Абаки наши давайте спрячем. Сейчас мы будем считать ментально. Точно также, у вас будет 5 минут. Ответы записываем в окошки.

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Контроль ментального счета на визуальном уровне
Перерыв двигательный на 3 минуты
Игра «Фрукто 10» 10минут
Резервное задание
Деятельность преподавателя:
Изучение состава числа 10 через игру
Подведение итогов занятия (5 минут)
УРОК 18
Состав числа 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: дать представление о составе числа 10 (1+1, 2+8), знакомство с трехзначными числами, увеличить скорость ментального счета по формуле 5.

Задачи:
  1. Запомнить состав числа 10 (1+9, 2+8)
  2. Тренировка ментального счета простых примеров (10 чисел)
  3. Развить скорость ментального счета (двузначные числа)
  4. Переводить образ трехзначного числа в цифры

Результаты урока:
Правильно находить пару составе числа 10 (1-9, 2-8, 9-1, 8-2)
Повышение скорости ментального счета (10 чисел - 1,5 сек)
Считать ментально двузначные числа (2 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Кулак.Ребро.Ладонь» (3 мин)
Деятельность преподавателя:
Положите руки на стол. Сейчас мы с вами попробуем одно упражнение. Я буду показывать медленно, а вы повторяйте за мной. Помогаем себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух.

Деятельность учащихся:
Ребенок выполняет движения сначала медленно, потом ускоряясь.

Задачи задания:
Кинезиологическое упражнение, цель - межполушарное взаимодействие
Упражнение «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем ТРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 6 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Перевод образа в трехзначные числа, научиться правильно записывать трехзначные числа
Упражнение «Ментальный счет двузначных чисел» (7 минут) визуальный уровень
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Сегодня мы попробуем посчитать двузначные числа в уме. Будет всего два числа в цепочке, не торопитесь - это задание не на время, а на правильность.

Деятельность учащихся:
Представляют абак перед собой и пробуют сложить или вычесть двузначное число.

Задачи задания:
Тренировка ментального счета двузначных чисел
Упражнение «Форсаж. Братья+» (10 минут)
Деятельность преподавателя:
Приготовьте абаки, сейчас будем набирать скорость счета. Вспоминаем формулы Братья (1-4, 2-3).
По очереди будем считать и на большом абаке.

Деятельность учащихся:
Считают на абаке 10 чисел в цепочке. Стартовая скорость - 1,8 сек

Задачи задания:
Повышение скорости счета на абаке
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Состав числа 10» на время (5 мин)
Деятельность преподавателя:
Сколько пальцев на Вашей руке? В ближайшее время наша рука будет нам помощником в изучении новой формулы, которая называется ДРУЗЬЯ. Братики - это одна рука - 5 пальцев, а друзья - 2 руки, 10 пальцев
Если я спрячу один палец на руке, сколько останется? (9), отлично. 9 и 1 будут друзьями и мы их заселим в домик.
А если я спрячу 2 пальца, сколько останется? (вот у нас образовалась вторая пара друзей- 2 и 8). Давайте заселим в домик.

Деятельность учащихся:
Дети смотрят на учителя и повторяют за ним

Задачи задания:
Знакомство с составом числа 10
Игра «Найди ДРУГА» (подвижная) - 7 минут
(распечатать карточки с числами 1,2, 8, 9)
Деятельность преподавателя:
Поиграем. Я каждому из вас дам карточку с цифрой 1,2,8,9. Ваша задача среди других ребят найти своего друга. Можно перемещаться по классу и пользоваться подсказкой, которая всегда с вами - ваши руки

Деятельность учащихся:
Дети расходятся по классу, по команде учителя открывают свою карточку и ищут своего ДРУГА (пара, которая образует 10)

Задачи задания:
Отработать состав числа 10 в игровой форме
Упражнение «Засели в домик» (7 минут) в рабочей тетради
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и попробуйте сами заселить свои домики, пальцами рук можете смело пользоваться

Деятельность учащихся:
Дети выполняют 3 задания: соединяют пары, которые образуют 10, заселяют «друзей» в домик и разукрашивают то количество бусинок, которое необходимо, чтобы получилось 10

Задачи задания:
Изучение состава числа 10
Игра «Фрукто 10» 10 минут
Резервное задание
Изучение состава числа 10 через игру
УРОК 19
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +9= -1+10, +8=-2+10

Задачи:
  1. Познакомиться с новой формулой
  2. Тренировка ментального счета простых примеров (10 чисел)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы 10: +9= -1 +10, +8=-2+10

Результаты урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +9=-1+10
Прибавлять 8, используя формулу друзей +8=-2+10
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование-разминка «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Разбиваемся на две команды, смотрим и запоминаем трехзначное число, которое появится на экране.
На платформе выставляем 2 игрока, ТРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 2 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Перевод образа в трехзначные числа, научиться правильно записывать трехначные числа
Изучение новой формулы +9=-1+10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 9(можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
Наберем на абаке 3, нам нужно прибавить 9. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 9 друг кто? (1), а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (1) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 1 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками

Задачи задания:
Изучить новую формулу: +9=-1+10
Упражнение «Формула: +9=-1+10» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
1+9 (никак - друг у 9 - 1, единицу стираем, пишем 10, получилось 1+9=10),
2+9+9 (к 2 не прибавить 9, друг- 1, стираем друга, пишем 10, получилось 11. К 11 не можем прибавить 9, вспоминаем друга, стираем 1, пишем 10 - получилось 20)

Деятельность учащихся:
Дети повторяют движение за учителем
1+9=
2+9+9=
3+9+9+9=
6+9=
7+9+9=

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Друг 9-1» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться

Деятельность учащихся:
Отработка формулы (решение 20 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +8=-2+10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 8 (можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
  • Наберем на абаке 3, нам нужно прибавить 8. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 8 друг кто? (2), а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (2) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 2 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками

Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Змейка» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
2+8 (никак - друг у 8 - 2, единицу стираем, пишем 10, получилось 2+8=10),
4+8+8 (к 4 не прибавить 8, друг- 2, стираем друга, пишем 10, получилось 12. К 12 не можем прибавить 8, вспоминаем друга, стираем 2, пишем 10 - получилось 20)

Деятельность учащихся:
Дети по очереди выполняют на большом абаке:
2+8=
4+8+8=
3+8=
7+8=
8+8=

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 2 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке. Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - вы выбываете .
Последние три игрока получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 2 секунды, снижение на 0,3
Игра «Фрукто 10» 10 минут
Резервное задание
Изучение состава числа 10 через игру
УРОК 20
Формула 10. Друзья 7-3
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: научиться прибавлять и вычитать 7, 8 в пределах 9 на абаке, ментально считать 3 числа в цепочке в пределах 9.

Задачи:
  1. Познакомиться с новой формулой +7=-3+10
  2. Повысить скорость вычислений на абаке (формула 5 - БРАТЬЯ)
  3. Тренировка ментального счета простых примеров (10 чисел)
  4. Решение примеров с использованием изученных формул
Результаты урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +7=-3+10
Прибавлять 7, 8,9, используя изученные ранее формулы ДРУЗЕЙ

Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Соревнование-разминка «Форсаж 5» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Разбиваемся на две команды, на абаке будем считать скорость, используя формулу братьев (1-4,2-3)
На платформе выставляем 2 игрока, Братья сложение,10 чисел на скорости - 2 сек, постепенно снижая скорость на 0,3 секунд

Деятельность учащихся:
Считают на скорость абаке, записывают ответ на доске

Задачи задания:
Развитие скорости счета на абаке по формуле 5 (БРАТЬЯ)
Упражнение «Засели в домик» (7 минут) в рабочей тетради
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и попробуйте сами заселить свои домики, пальцами рук можете смело пользоваться

Деятельность учащихся:
Дети выполняют 3 задания: соединяют пары, которые образуют 10, заселяют «друзей» в домик и разукрашивают то количество бусинок, которое необходимо, чтобы получилось 10

Задачи задания:
Изучение состава числа 10
Изучение новой формулы +7=-3+10 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 7(можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
  • Наберем на абаке 4, нам нужно прибавить 7. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 7 друг кто? (3), а теперь смотрите: нам нужно ДРУГА (3) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 3 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Задачи задания:
Изучить новую формулу: +7=-3+10
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание) - 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 2 сек) Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке. Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - вы выбываете . Последние три игрока получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 2 секунды, снижение на 0,3
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Упражнение «Друг 7-3» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться

Деятельность учащихся:
Отработка формулы (решение 20 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Упражнение «Ментальный счет БРАТЬЯ»- 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 7 чисел, БРАТЬЯ, скорость - 2 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем ментально на слух

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета с использованием формулы 5
Игра «Фрукто 10» 10 минут
Изучение состава числа 10 через игру
Подведение итогов занятия
УРОК 21
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +6= -4+10, +5=-5+10

Задачи:
  1. Братья двузначные
  2. Тренировка ментального счета формулы БРАТЬЯ (10 чисел)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы 10: +6= -4 +10, +5=-5+10
Результаты урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +6=-4+10,+5=-5+10
Складывать двузначные числа по формуле 5
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Игра «Найди ДРУГА» (подвижная) - 7 минут
(распечатать карточки с числами 1-9)
Деятельность преподавателя:
Поиграем. Я каждому из вас дам карточку с цифрой 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Ваша задача среди других ребят найти своего друга. Можно перемещаться по классу и пользоваться подсказкой, которая всегда с вами - ваши руки

Деятельность учащихся:
Дети расходятся по классу, по команде учителя открывают свою карточку и ищут своего ДРУГА (пара, которая образует 10)

Задачи задания:
Отработать состав числа 10 в игровой форме
Упражнение «Засели домик» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Откроем наши рабочие тетради
  • Соедините стрелками число и его ДРУГА.Заселите домик, рядом напишите число, которое в паре. И разукрасьте друзей любым цветом.
Задачи задания:
Отработка состава числа 10
Упражнение «Ментальный счет БРАТЬЯ» (7 минут) визуальный уровень
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Сейчас я включу таймеру нас будет всего 5 минут, чтобы решить 20 примеров, используя формулу БРАТЬЕВ.

Деятельность учащихся:
Представляют абак перед собой и ментально считают примеры на листах

Задачи задания:
Тренировка ментального счета двузначных чисел и применения формулы 5
Упражнение «Ментальный счет. Формула 10» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
  • Давайте медленно попробуем в уме посчитать примеры с новой формулой, на доске повесила подсказку, у кого какие друзья (9-1,2-8, 3-7).
  • Представьте перед собой абак, решите пример, а ответ разукрасьте любым цветным карандашом
Задачи задания:
Ментальный счет изученных формул 10 (+9,+8,+7)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +6=-4+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 6
  • Наберем на абаке 9, нам нужно прибавить 6. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Нам нужно ДРУГА (4) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 1 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Задачи задания:
Изучить новую формулу: +6=-4+10
Изучение новой формулы +5=-5+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 5 (можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
  • Наберем на абаке 9, нам нужно прибавить 5. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 5 друг кто? (5), нам нужно ДРУГА (5) стереть, а 10 поставить.
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 6, 5» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться


Деятельность учащихся:
Отработка формулы (решение 20 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Игровое упражнение «Змейка» (8 -10 минут)
Деятельность преподавателя:
Разомнемся немного. Подходите к абаку, я сейчас вас разобью на две команды, вы будете считать по очереди, кто у большого абака, начинают первыми, выполняют пример и бегут в конец своей команды. И так мы будем перемещаться, пока не закончится пример. Готовы.
Примеры: 9+9+9+9+5-41+9+8+8+5=
8+3+9+8+7+5=40
7+5+9+9+8+8=46

Деятельность учащихся:
Работа динамическая.
Ребята сменяют друг друга на каждом новом числе. Задача - командой решить пример с использованием всех изученных формул

Задачи задания:
Отработка навыка счета с использованием всех изученных формул
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 1,5 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке. Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - вы выбываете .
Последние три игрока получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1,5 секунды, снижение на 0,3
Игра «Фрукто 10» 10 минут
Резервное задание
Изучение состава числа 10 через игру
Подведение итогов занятия
УРОК 22
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +4= -6+10, +3=-7+10

Задачи:
  1. Друзья 5 чисел в цепочке на абаке
  2. Тренировка ментального счета формулы БРАТЬЯ (10 чисел)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы 10: +4= -6 +10, +3=-7+10
Итоги урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +4= -6 +10, +3=-7+10
Счет на абаке 5 чисел в цепочке по формуле 10 (+9,+8,+7,+6,+5)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Игра «Найди ДРУГА» - 7 минут
(распечатать карточки с цифрами 1-9)
Деятельность преподавателя:
Поиграем. Я каждому из вас дам карточку с цифрой 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Ваша задача среди других ребят найти своего друга. Можно перемещаться по классу и пользоваться подсказкой, которая всегда с вами - ваши руки

Деятельность учащихся:
Дети расходятся по классу, по команде учителя открывают свою карточку и ищут своего ДРУГА (пара, которая образует 10)

Задачи задания:
Отработать состав числа 10 в игровой форме
Упражнение «Засели домик» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Откроем наши рабочие тетради
  • Соедините стрелками число и его ДРУГА.Заселите домик, рядом напишите число, которое в паре. И разукрасьте друзей любым цветом.
Задачи задания:
Отработка состава числа 10
Упражнение «Счёт по кругу» (15 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
На доске я повесила для вас напоминание к формулам ДРУЗЬЯ, которые мы уже знаем.
Откройте свои рабочие тетради, обнулите абак, возьмите карандаш.
Мы будем чередоваться, один из вас на большом абаке, второй на доске с магнитами, третий ментально! Так будем перемещаться по кругу


Деятельность учащихся:
Работа динамическая.
Ученики решают и записывают ответы карандашом в окошки.
1 ученик на большом абаке
2 ученик у доски ментально решает
3 ученик убирает (прибавляет) с помощью магнитов, прикреплённых к доске и отображающих спицу абака с 9 бусинками.
Ученики считают в уме, ответ записывают в окошки.


Задачи задания:
Отработка навыка счета разными способами (на абаке, ментально, двигательно).
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +4=-6+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 4
  • Наберем на абаке 7, нам нужно прибавить 4. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Нам нужно ДРУГА (4) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 1 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Задачи задания:
Изучить новую формулу: +4=-6+10
Изучение новой формулы +3=-7+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 3 (можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
  • Наберем на абаке 9, нам нужно прибавить 3. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 3 друг кто? (7), нам нужно ДРУГА (7) стереть, а 10 поставить.
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 4, 3» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться

Деятельность учащихся:
Отработка формулы (решение 20 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 1,3 сек) Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке. Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - вы выбываете . Последние три игрока получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность детей:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1,3 секунды, снижение на 0,3
Игра «Фрукто 10» 10 минут
Изучение состава числа 10 через игру
Подведение итогов занятия - 5 мин
УРОК 23
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +2= -8+10, +1=-9+10

Задачи:
  1. Друзья 5 чисел в цепочке на абаке
  2. Тренировка ментального счета формулы БРАТЬЯ (7 чисел)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы 10: +2= -8+10, +1=-9+10
Итоги урока:
Использовать новую формулу в вычислениях на абаке +2= -8+10, +1=-9+10
Счет на абаке 5 чисел в цепочке по формуле 10 (+9,+8,+7,+6,+5,+4,+3)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 6 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания:
Перевод образа в двузначные числа, научиться правильно записывать двузначные числа
Соревнование «Ментальный счет» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, БРАТЬЯ, скорость - 4 сек) -Можно закрыть глазки. Считаем примеры.. На доске ведется счет. Три победителя получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 7 чисел скорость 4 секунды, снижение на 0,3
Упражнение «Засели домик» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
  • Откроем наши рабочие тетради
  • Заселите домик, рядом напишите число, которое в паре. И разукрасьте друзей любым цветом.
Задачи задания:
Отработка состава числа 10
Упражнение «СТОЛБЦЫ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, ДРУЗЬЯ, сложение, 5 чисел)
  • Разобьемся на 2 команды. Первая команда считает пример 1 столбика, 2 команда - второго столбца.
  • Вы решаете на своих абаках, по одному от команды подходят ко мне - будут считать на большом абаке.
Деятельность учащихся:
Ребята считают на своих абаках, 2 ученика из разных команд решают на большом абаке.

Задачи задания:
Тренировка счета с использованием всех изученных формул 10
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +2=-8+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у двойки - 8
  • Наберем на абаке 9, нам нужно прибавить 2. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Нам нужно ДРУГА (8) стереть, а 10 поставить. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 10 мы большим пальцем, а убираем 8 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Задачи задания:
Изучить новую формулу: +2=-8+10
Изучение новой формулы +1=-9+10 (3 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Давайте вспомним, какой у нас ДРУГ у числа 1 (можете воспользоваться вашей рукой - подсказкой).
  • Наберем на абаке 9, нам нужно прибавить 1. Есть ли у нас столько бусинок? Нет. Вот именно здесь на помощь приходит ДРУГ. У 1 друг кто? (9), нам нужно ДРУГА (9) стереть, а 10 поставить.
Задачи задания:
Изучить новую формулу
Упражнение «Друг 2, 1» в рабочей тетради (10 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Давайте потренируемся, откройте рабочие тетради, обратите внимание, у вас есть рисунок, как правильно держать руки и формула, к которой вы можете обращаться

Деятельность учеников:
Отработка формулы (решение 20 примеров)

Задачи задания:
Отработка новой формулы
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 1,3 сек)
-Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке. Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - вы выбываете .
Последние три игрока получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учеников:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1,3 секунды, снижение на 0,3
Соревнование «Счет на абаке. Друзья» (7-10 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
И последнее на сегодня соревнование, чтобы закрепить наши формулы. Открываем тетради и готовим абаки. Сейчас будем считать 5 чисел в цепочке.
Внимание! Это задание на правильность, а не на скорость! Поэтому не торопитесь и пользуйтесь карточкой-помощником, где у вас написаны все пары ДРУЗЕЙ.

Задачи задания:
Отработка ранее изученных формул
Подведение итогов занятия
УРОК 24
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать все изученные формулы 10 на абаке
Задачи:
  1. Складывать числа с переходом через десяток в пределах 100 на абаке
  2. Тренировка ментального счета формулы БРАТЬЯ (10 чисел)
  3. Тренировка последовательных примеров (микс формулы 5,10) на абаке
Итоги урока:
Правильно применять формулы 10 при счете на абаке
Двузначные простые числа ментальный счет (2 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Упражнение «Ментальный счет двузначных чисел» (5 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Разомнемся сегодня мы ментальным счетом двузначных чисел. Я включу камер и музыку, как только время выйдет, листочки сдаем.

Задачи задания:
Тренировка устного счета 2-значных простых примеров
Соревнование «Ментальный счет» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, БРАТЬЯ, скорость - 3 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем примеры..
На доске ведется счет. Три победителя получают кубки (1,2,3 место).

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 7 чисел скорость 4 секунды, снижение на 0,3
Упражнение «Последовательные примеры» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Мы с вами уже пробовали на скорость прибавлять 1+1+1… и так до 40, сегодня мы будем тренировать до 100
Возьмите абаки и давайте вспомним, как правильно набирать единицы.
1+1+1+1 (дальше формула БРАТЬЯ- 4 стираем, 5 пишем) +1+1+1+1 (следующая остановка - формула ДРУЗЬЯ - 9 стираем, 10 пишем)

Деятельность учащихся:
Повторяют на своих абаках за учителем.
Разбиваются на 2 команды, подходят к абаку и соревнуются по парам на демонстрационном абаке

Задачи задания:
Тренировка скорости применения формул на абаке
Упражнение «СТОЛБЦЫ» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (Столбцы, ДРУЗЬЯ, сложение, 5 чисел)
  • Считаем на абаке, карточку-помощник положите перед собой (состав числа 9)
  • Как решили, записываем ответ на доске, поднимаем наверх
Деятельность учащихся:
Ребята считают на своих абаках, 1 ученик на большом абаке (сменяя друг друга)

Задачи задания:
Тренировка счета с использованием всех изученных формул 10
«Ментальный счет. Простые примеры» - 5 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 1 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке.

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1 секунды, снижение на 0,1
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Заранее выставляем параметры на платформе (Форсаж. Формула ДРУЗЬЯ, 5 чисел, скорость 6 секунд)
  • Сейчас будем работать на компьютерах. На доске я буду фиксировать ваши результаты. И помните, важна динамика. Здесь не кто быстрее, а кто дальше продвинется.
  • Три правильных ответа, ставим +, поднимаем руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Работают на абаке, постепенно повышая скорость вычислений.

Задачи задания:
Развитие скорости вычислений с переходом через 10
Упражнение на внимание «Найди числа» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Найди числа от 1 до 9
«Посмотри на картинку, найди сначала 1, потом 2 и так до 9»

Деятельность учащихся:
Дети на скорость ищут цифры, спрятанные на картинке

Задачи задания:
Развитие внимательности и реакции
Соревнование «Счет на абаке. Друзья» (7-10 минут)
Приложение 2,рабочая тетрадь
Деятельность преподавателя:
И последнее на сегодня соревнование, чтобы закрепить наши формулы. Открываем тетради и готовим абаки.
Внимание! Это задание на правильность, а не на скорость! Поэтому не торопитесь и пользуйтесь карточкой-помощником, где у вас написаны все пары ДРУЗЕЙ.

Задачи задания:
Отработка ранее изученных формул
Подведение итогов занятия
УРОК 25
Формула 10. Друзья
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: отработать все изученные формулы 10 на абаке

Задачи:
  • Складывать числа с переходом через десяток в пределах 100 на абаке
  • Тренировка ментального счета без формул и формулы БРАТЬЯ (7 чисел)
  • Тренировка последовательных примеров (микс формулы 5,10) на абаке (2+2+2+2….)
Для экзамена понадобится:
  • Правильно применять формулы 10 при счете на абаке
  • Ментальный счет формулы 10 (2 числа в цепочке)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

«Ментальный счет. Простые примеры» - 5 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, простые примеры, скорость - 1 сек)
Можно закрыть глазки. Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке.

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1 секунды, снижение на 0,1
Упражнение «Последовательные примеры» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Сегодня мы будем набирать 2+2+2+2…
Возьмите абаки и давайте начнем вместе со мной
2+2 (дальше формула БРАТЬЯ- 3 стираем, 5 пишем) +2 (следующая остановка - формула ДРУЗЬЯ - 8 стираем, 10 пишем)

Деятельность учащихся:
Повторяют на своих абаках за учителем.
Разбиваются на 2 команды, подходят к абаку и соревнуются по парам на демонстрационном абаке

Задачи задания:
Тренировка скорости применения формул на абаке
Упражнение «Счёт по кругу» (15 минут)
Деятельность преподавателя:
На доске я повесила для вас напоминание к формулам Братья.
Откройте свои рабочие тетради, обнулите абак, возьмите карандаш.
Мы будем чередоваться, один из вас на большом абаке, второй на доске с магнитами, третий ментально! Так будем перемещаться по кругу

Деятельность учащихся:
Работа динамическая.
Ученики решают и записывают ответы карандашом в окошки.
1 ученик на большом абаке
2 ученик у доски ментально решает

Задачи задания:
Отработка навыка счета разными способами (на абаке, ментально, двигательно).
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (15 минут)
Деятельность преподавателя:
Заранее выставляем параметры на платформе (Форсаж. Формула ДРУЗЬЯ, 5 чисел, скорость 4 секунды)
  • Сейчас будем работать на компьютерах. На доске я буду фиксировать ваши результаты. И помните, важна динамика. Здесь не кто быстрее, а кто дальше продвинется.
  • Три правильных ответа, ставим +, поднимаем руку, я переставлю вам скорость.
Деятельность учащихся:
Работают на абаке, постепенно повышая скорость вычислений.

Задачи задания:

Развитие скорости вычислений с переходом через 10
Упражнение на внимание «Найди пингвина с кружкой» (1 минута)
Деятельность преподавателя:
Кто быстрее найдет чашку чая на картинке?

Задачи задания:
Развитие внимательности и реакции
Соревнование «Ментальный счет. Друзья» (7-10 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Ментальный счет 2 числа.
Внимание! Это задание на правильность, а не на скорость! Поэтому не торопитесь и пользуйтесь карточкой-помощником, где у вас написаны все пары ДРУЗЕЙ.

Задачи задания:
Отработка ранее изученных формул
Домашнее задание.
Последовательные примеры 1+1+1+1,
2+2+2+2… Подготовка к соревнованию
УРОК 26
Формула 10. Подготовка к экзамену
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: подготовить к сдаче экзамена по формуле 10

Задачи:
  1. Складывать числа с переходом через десяток в пределах 100 на абаке, на скорость
  2. Тренировка ментального счета по формуле «Друзья»
  3. Тренировка последовательных примеров (микс формулы 5,10) на абаке (3+3+3, 4+4+4….)

Итоги урока:
Скорость ментального счета по формуле 10 - 2 секунды, 3 числа
Ментальный счет формулы 10 (2 числа в цепочке) визуальный уровень
Скорость ментального счета на абаке (5 чисел на скорости - 1,5 секунд)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
«Ментальный счет. Друзья» - 5 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 3 числа, формула ДРУЗЬЯ , скорость - 4 сек)

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх

Задачи задания:
Отработка скорости ментального счета 3 чисел скорость 4 секунды, снижение на 0,5
Соревнование «Счет на абаке» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Приготовьте абаки, положите перед собой лист с примерами. Сейчас я включу таймер, как только время закончится-листочки сдаем. Вас будет 5 минут

Деятельность учащихся:
Считают на время, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Подготовка к экзамену по формуле 10
Упражнение «Последовательные примеры» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Сегодня мы будем набирать 3+3+3…
Возьмите абаки и давайте начнем вместе со мной

Деятельность учащихся:
Повторяют на своих абаках за учителем.
Разбиваются на 2 команды, подходят к абаку и соревнуются по парам на демонстрационном абаке

Задачи задания:
Смешанные формулы (отработка)
Соревнование «Ментальный счет. Друзья» (7 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Положите перед собой лист с примерами, абак отложите в сторону, считать будем ментально. Сейчас я включу таймер, как только время закончится-листочки сдаем. Вас будет 5 минут


Задачи задания:
Подготовка к экзамену по формуле 10
Упражнение «Последовательные примеры» (5 минут) счёт» на время (5 мин)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня мы будем набирать 4+4+4…
  • Возьмите абаки и давайте начнем вместе со мной
4+4 ( формула БРАТЬЯ- 1 стираем, 5 пишем) +4 (следующая остановка - формула ДРУЗЬЯ - 6 стираем, 10 пишем) и т.д. до 100

Деятельность учащихся:
Повторяют на своих абаках за учителем.
Разбиваются на 2 команды, подходят к абаку и соревнуются по парам на демонстрационном абаке

Задачи задания:
Смешанные формулы (отработка)
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (10-15 минут)
Деятельность преподавателя:
Заранее выставляем параметры на платформе (Форсаж. Формула ДРУЗЬЯ, 5 чисел, скорость 3 секунды)
Сейчас будем работать на компьютерах. На доске я буду фиксировать ваши результаты. И помните, важна динамика. Здесь не кто быстрее, а кто дальше продвинется.
Три правильных ответа, ставим +, поднимаем руку, я переставлю вам скорость.

Сейчас будем работать на компьютерах. На доске я буду фиксировать ваши результаты. И помните, важна динамика. Здесь не кто быстрее, а кто дальше продвинется.
Три правильных ответа, ставим +, поднимаем руку, я переставлю вам скорость.

Деятельность учащихся:
Работают на абаке, постепенно повышая скорость вычислений.

Задачи задания:
Развитие скорости вычислений с переходом через 10
Упражнение «Змейка» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Подходите к большому абаку. Сейчас поработаем в командах. Цепочка будет из 5 чисел, нужно успеть посчитать и убежать в конец своей команды. Друг за другом выполняем вычисления

Деятельность учащихся:
Дети по очереди выполняют на большом абаке на слух (на платформе Форсаж, 5 чисел, ДРУЗЬЯ, скорость 3 секунды)

Задачи задания:
Подвижная и соревновательная отработка формулы
Соревнование «Форсаж. Друзья» (7-10 минут)
Деятельность преподавателя:
Ментальный счет 3 числа.
На платформе выставляем% Форсаж, 3 числа, формулы ДРУЗЬЯ, сложение, скорость 3 секунды.
Снижаемся на 0, 3 сек

Деятельность учащихся:
Победители получают кубки в дневник (1,2,3 место)

Задачи задания:
Отработка ранее изученных формул
Домашнее задание
Последовательные примеры 3+3+3, 4+4+4
УРОК 27
Экзамен. Формула 10
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: фиксация полученных знаний и вычислительного навыка на абаке и ментально по формуле ДРУЗЬЯ

Задачи:
  1. Итоговый контроль сложения с переходом через 10 (36 примеров) 5 минут
  2. Итоговый контроль ментального счета (аудиальный уровень) 10 примеров (3 числа в цепочке)
  3. Итоговый контроль ментального счета (визуальный уровень) на время (54 примера)
Материалы для экзамена
Абак, ручка (карандаш), листы с примерами (заранее напечатанные из приложения), бланк ответов для ментального счета, настольная игра «Фрукты 10»
Упражнение «Последовательные примеры» (3 минуты)
Деятельность преподавателя:
Вспомним, как мы с вами набирали двойки, давайте разогреем наши пальцы и мо

Деятельность учащихся:
Дети набирают единицы, пока не дойдут до 100. После этого соревнуются по парам на большом абаке

Задачи задания:
Разогреть пальцы рук. Подготовиться к экзамену
1 этап «Счет на абаке. Друзья» (7 минут)
Приложение 1,2
Деятельность преподавателя:
  • Мы будем считать на абаке в течение 5 минут, если вдруг кто-то закончит раньше, поднимите руку.
  • Обнулите абак, положите лист перед собой, все лишнее со стола убираем.
Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложения в пределах 50
Перерыв двигательный на 3 минуты
2 этап. «Счет на абаке Д+» на слух (7 минут)
Приложение 5
Деятельность преподавателя:
А сейчас выбудем считать на скорость, на экран можно не смотреть, числа вам будут произносить, ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).
(на платформе выставляем формулы Друзья, сложение, 5 чисел)

Деятельность учащихся:
Ученики считают на абаке ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Итоговый контроль сложение с использованием всех формул 10 в пределах 50
Перерыв двигательный на 3 минуты
3 этап. «Ментальный счет. Друзья» на слух (7 минут)
Приложение 6
Деятельность преподавателя:
Ответы вслух не проговариваем, записываем в бланке. Найдите цифру 1 и в окошечке поставьте точку (там вы запишите ответ).

Деятельность учащихся:
Ученики считают уме, ответы записывают в окошки. По завершению времени сдают листы учителю.

Задачи задания:
Контроль ментального счета 3 числа в цепочке
Перерыв двигательный на 3 минуты
4 этап. «Ментальный счет. Друзья» визуально (7 минут)
Приложение 3,4
Деятельность преподавателя:
Абаки наши давайте спрячем. Сейчас мы будем считать ментально. Точно также, у вас будет 5 минут. Ответы записываем в окошки.

Деятельность учащихся:
Ученики считают ментально, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Контроль ментального счета на визуальном уровне
Перерыв двигательный на 3 минуты
Игра «Фрукто 10» 10 минут
резервное задание
Задачи задания:
изучение состава числа 10 через игру
УРОК 28
Смешанные формулы. Последовательные примеры
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: научиться применять все изученные формулы в одном примере

Задачи:
  1. Складывать числа с переходом через десяток в пределах 100 на абаке, на скорость
  2. Тренировка ментального счета по формуле «Друзья+Братья»
  3. Тренировка последовательных примеров (микс формулы 5,10) на абаке (3+3+3, 4+4+4….)
Итоги урока:
  • Скорость счета смешанных чисел на абаке (3 секунды, 7 чисел)

  • Последовательные примеры на 1,2,3,4 безошибочное выполнение

  • Ментальный счет смешанных чисел - 3 числа (на слух)
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Упражнение «Последовательные примеры» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Разомнемся. Сейчас я включу таймер и мы будем набирать 1+1+1, когда время закончится, руки поднимаем наверх
  • Теперь сделаем тоже самое +2+2

Деятельность учащихся:
Индивидуальная работа на своих абаках.

Задачи задания:
Смешанные формулы (отработка)
Упражнение «Столбцы» - 10 минут
Деятельность преподавателя:
На платформе выставляем параметры (столбцы, 5 чисел, формулы ДРУГ+брат).
Сейчас в примере будет попадаться и формула 5, и формула 10. Давайте сначала вместе решим 2 примера.

Деятельность учащихся:
Считают на абаке, ответ записываем на доске, поднимаем вверх

Задачи задания:
Научиться решать смешанные примеры с разными формулами
Упражнение «Последовательные примеры» (7 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Отлично, сейчас мы будем набирать 3+3+3…на скорость и на кубок!
  • Возьмите абаки, как только запустится таймер, начинаем, у вас будет 3 минуты
  • А теперь давайте отработаем 4.
Деятельность учащихся:
Считают в течение 3 минут, говорят ответ (если полученный ответ делится на 3, ставим кубок в дневник)

Задачи задания:
Смешанные формулы (отработка)
Соревнование «Ментальный счет. Друзья+Братья» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Положите перед собой лист с примерами, абак отложите в сторону, считать будем ментально. Сейчас я включу таймер, как только время закончится-листочки сдаем. Вас будет 5 минут

Деятельность учащихся:
Считают на время, ответы записывают в окошки.

Задачи задания:
Подготовка к экзамену по формуле 10
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Работа на компьютерах (10-15 минут)
Деятельность преподавателя:
Заранее выставляем параметры на платформе (Форсаж. Формула ДРУЗЬЯ, 7 чисел, скорость 3 секунды)
  • Сейчас будем работать на компьютерах. На доске я буду фиксировать ваши результаты. И помните, важна динамика. Здесь не кто быстрее, а кто дальше продвинется.
  • Три правильных ответа, ставим +, поднимаем руку, я переставлю вам скорость.
Деятельность учащихся:
Работают на абаке, постепенно повышая скорость вычислений.

Задачи задания:
Развитие скорости вычислений с переходом через 10
Упражнение «Брат+Друг» (5-7 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
Откроем рабочие тетради и выполним задания. Начнем с заселения домиков, вы это уже знаете и сможете выполнить быстро. Затем на абаке посчитаем примеры в строчку и после этого попробуем ментально решить примеры.

Деятельность учащихся:
Выполняют задания в рабочей тетради% счет на абаке, ментальный счет по кругу, заселение домика

Задачи задания:
Отработать вычисления в строчку, а не в столбик
Соревнование «Форсаж. Друзья+Братья» (7-10 минут)
Деятельность преподавателя:
Скоросчет на абаке.
На платформе выставляем Форсаж, 7 чисел, формулы ДРУЗЬЯ+братья, сложение, скорость 3 секунды.
Снижаемся на 0, 3 сек

Деятельность учащихся:
Победители получают кубки в дневник (1,2,3 место)

Задачи задания:
Отработка ранее изученных формул
Подведение итогов
Домашнее задание
Последовательные примеры 3+3+3, 4+4+4
УРОК 29
Формула Комбо
Цель и задачи
Материалы
Цель и задачи
Цель: изучить и отработать формулы +6= +11-5, +7=+12-5
Задачи:
  1. Познакомиться с новой формулой (состав числа 11,12)
  2. Тренировка последовательных примеров (6+6+6…, 7+7+7…)
  3. Решение примеров с использованием новой формулы.
Итоги урока:
  • Использовать новую формулу в вычислениях на абаке+6=+11-5, +7=+12-5
  • Выполнять последовательные примеры с использованием ранее изученных формул
Материалы на уроке
Материалы для преподавателя:
доска, пишущие принадлежности для доски, абак, рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.

Материалы для ученика:
рабочая тетрадь, раздаточный материал (приложения), листы А4, фломастеры, карандаши.
Соревнование-разминка «Флеш-карты» (5 минут)
Деятельность преподавателя:
Разбиваемся на две команды, смотрим и запоминаем трехзначное число, которое появится на экране.
На платформе выставляем 2 игрока, ТРЕХЗНАЧНЫЕ числа на скорости - 1,5 сек, постепенно снижая скорость на 0,5 секунд

Деятельность учащихся:
Внимательно смотрят на экран и стараются запомнить число, которое появляется и исчезает. Записывают маркером на доске и поднимают вверх.

Задачи задания: Перевод образа в трехзначные числа, научиться правильно записывать трехначные числа
Изучение новой формулы +6=+11-5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Сегодня у нас начинается новая тема и последняя формула сложения. Поставим на абаке 5. Нам нужно будет прибавить 6. Раньше мы стирали 4 и писали 10, но сейчас у нас нет 4 бусинок снизу.
  • Вот именно здесь на помощь приходит формула КОМБО. Нам нужно написать 11, а 5 стереть, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 11 мы большими пальцами, а убираем 5 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Деятельность учащихся:
Каждый ученик пробует решать пример на большом абаке

Задачи задания: Изучить новую формулу
+6=+11-5
Упражнение «Формула: +6=+11-5» (7 минут)
Приложение 1
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
6+6 (прибавляем 11, 5 стираем, получилось 12). Первую строчку примеров давайте выполним вместе.

Задачи задания: Отработка новой формулы
Упражнение «Последовательное сложение 6» (5)
Деятельность преподавателя:
Подходите к абаку, вставайте друг за другом, сейчас будем прибавлять 6, пока не дойдем до 100.
Учитель следит за правильным движением рук при применении новой формулы

Деятельность учащихся:
6+6+6+6… Каждый прибавляет 6 к предыдущему числу.

Задачи задания: Смешанные формулы. Отработка
Упражнение «Комбо 6» в рабочих тетрадях (7 минут)
Приложение 2
Деятельность преподавателя:
  • Откроем рабочие тетради и потренируемся с вами. Справа на странице у вас есть лесенка с примерами, давайте первые 3 решим сейчас, а остальные вы попробуете выполнить дома.
  • У вас есть три примера, которые необходимо решить ментально. На абак можете смотреть и в воздухе мысленно примените новую формулу, запомните свой ответ и разукрасьте бусинки любым цветом.

Задачи задания: Смешанные формулы, отработка на абаке
Физкультминутка (двигательная) или перерыв 5 минут
Изучение новой формулы +7=+12-5 (5 минут)
Деятельность преподавателя:
  • Поставим на абаке 5. Нам нужно будет прибавить 7. Раньше мы стирали 3 и писали 10, но сейчас у нас нет 3 бусинок снизу.
  • Вот именно здесь на помощь приходит формула КОМБО. Нам нужно написать 12, а 5 стереть, причем одновременно двумя руками. Я сделаю несколько раз, посмотрите внимательно на мои руки, поднимаем 11 мы большими пальцами, а убираем 5 указательным - делаем это движение одновременно двумя руками
Деятельность детей: повторяют за преподавателем

Задачи задания: Изучить новую формулу
Упражнение «Змейка» (7 минут)
Приложение 3
Деятельность преподавателя:
Давайте решим несколько примеров вместе, чтобы понять, как эту формулу правильно использовать:
5+7= 26+7= 6+7= 35+7= 15+7= 57+7=

Задачи задания: Отработка новой формулы
Соревнование «Ментальный счет» (на выбывание)- 7 минут
Деятельность преподавателя:
1. Простые примеры. На платформе выставляем параметры (ФОРСАЖ, 10 чисел, скорость - 1 сек)
-Считаем простые примеры, но чисел будет 10 в цепочке.
2. Форсаж, БРАТЬЯ 7 чисел ментально, скорость 2,5 сек, решаем 5 примеров, снижая скорость на 0,3 сек
3. Форсаж. Друзья. 7 чисел на абаке, скорость 3 сек.

Деятельность учащихся:
Ментально считают, ответы записывают маркером на доске и поднимают вверх.
В каждом из 3 соревнований определяются победители, которые получают кубки.
Можно допустить одну ошибку, если будет вторая - ученик выбывает из соревнования.

Задачи задания: Отработка скорости ментального счета 10 чисел скорость 1 секунды, снижение на 0,3
Домашнее задание
Приложение 4
Последовательные примеры 6+6, 7+7+7.. на абаке
Рабочие тетради «Комбо 7» (приложение 4)